aif.ru counter
178

В долгах, как в шелках. Задолженность Нижнего Новгорода беспокоит прокурора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 04/11/2015
Из архива АиФ / АиФ

В 2015-м долги Нижнего Новгорода продолжают расти, как снежный ком: и казна, и муниципальные транспортные предприятия только энергетикам недоплатили десятки и десятки миллионов!

«Недоисполнение»

Похоже, это неказистое слово - ключевое для прогноза в отношении бюджетных доходов-2015. Его можно найти в пояснительной записке городского департамента финансов к очередным изменениям бюджета нынешнего года, принятым 28 октября Гордумой.

Впрочем, муниципальные финансы пели романсы уже в самом начале года: 1 января Нижний встретил с 1,5-миллиардным долгом по муниципальным контрактам. К 1 октября цифра и вовсе перевалила 1,7 млрд руб., и это превышает предельно допустимые 10% собственных доходов городской казны. Такие данные привёл Андрей Гальченко, прокурор города, на последнем заседании Думы.

Его ведомство бьёт тревогу. «Информация о кредиторской задолженности администрации Нижнего Новгорода нужна не прокуратуре - нам она известна, а жителям города», - уверен Андрей Гальченко. По его словам, предприниматели, имеющие контракты с городом, не понимают, почему сначала расплачиваются с одними, потом - с другими, ведь зарплату-то сотрудникам надо платить всем. Компании идут судиться с городом, выигрывают, казна к своим долгам получает ещё и пени, и штрафы.

Прокуратура добилась, чтобы долги прошлого года казна гасила по понятному графику. «Раньше прозрачности в процедуре не было, а это коррупциогенный фактор», - считает городской прокурор. Теперь ведомство требует составить график расчётов за 2015 год: решать этот вопрос в 2016-м - уже нарушение закона.

По одёжке протянем ножки?

«Может быть, мы в городе остановим некоторые процессы, но не будем обманывать людей - участников тендеров?», - предложил Думе Павел Солодкий, нижегородский омбудсмен по правам предпринимателей.

Андрей Чертков, и.о. главы городской администрации, не отрицает - график выплат долгов составить можно, но не называя конкретных сроков. Ведь всё будет зависеть от наполняемости бюджета.

«В мае по плановым показателям мы недополучили 100 млн руб., в июне - 150 млн, в июле - 200 млн рублей», - объясняла Светлана Утросина, директор городского департамента финансов.

И судя по очередным правкам бюджета, жить лучше Нижний будет не скоро. Ждут, что собственные доходы города уже до конца 2015-го снизятся: от развития застроенных территорий казна недополучит 219,2 млн руб., от земельного налога - 55,8 млн руб.

Уменьшили, разумеется, и некоторые расходы. На 1,813 млн руб. сократили резервный фонд городской администрации - тот самый, из которого выделяют помощь, например, семьям, пострадавшим от пожаров в старых домах. Фонд составил теперь 46,629 млн руб.

10,322 млн руб. убрали из статьи «Уличное освещение» - и это тёмной поздней осенью! Зато 10 млн прибавили на общественный транспорт, и отдадут - прав был прокурор - после судов по исполнительному листу. 6 млн руб. дополнительно город получит на озеленение - точнее, на погашение кредиторки перед подрядчиками-озеленителями… В общем, невесёлая арифметика.

«Когда денег дадут?»

«Долги можно предъявить правительству Нижегородской области, - без обиняков заявил депутат Александр Бочкарёв. - Прийти и спросить, когда нам денег дадут».

«К 1 января 2016 года мы выйдем с ситуацией на полмиллиарда хуже, чем к 1 января 2015-го, - вторил ему Марк Фельдман, глава бюджетной комиссии Гордумы. - И основная причина нынешнего состояния городского бюджета - изменившиеся межбюджетные отношения».

Светлана Утросина, правда, говорила о бюджетном кредите из области в 250 млн руб. уже в этом году. Она уверяет, что к 1 декабря муниципалитет расплатится по всем счетам 2014 года… А в 2016 году Нижний претендует на кредит от области уже минимум в 750 млн руб. и вводит режим жёсткой экономии.

Самый большой бюджет

Людмила Старостина, замминистра финансов Нижегородской области:

«При распределении полномочий Нижний Новгород только выиграл. Так, с 1 января 2015 года «из города в область» перешли полномочия по дошкольному образованию. В результате бюджет области взял на себя дополнительно расходы в 5,2 млрд руб. А на муниципальный уровень перешли полномочия по содержанию учреждений спорта и культуры, а это всего 721 млн руб.

Что касается финансирования «совместных знаковых проектов», по Бюджетному кодексу область перечисляет деньги в бюджет Нижнего, как только городские власти предоставляют документы о выполнении работ по программе. Так, выполнено работ, задокументировано и, соответственно, выплачено 17 млн руб. по детсадам, 34,9 млн руб. - по ФОКу в Московском районе.

Мы ждём документов по дальнейшему выполнению работ, так как в областном бюджете зарезервированы боле 101 млн руб. на строительство детсадов в Нижнем, на строительство ФОКа на Ярошенко (он строится на условиях софинансирования областного и городского бюджетов) - 79 млн руб. Как только работы будут завершены и представлены документы, средства будут перечислены в бюджет города.

Нижний Новгород на 2015 год принял самый большой бюджет в ПФО. Доходы столицы нефтеносного Татарстана - Казани - 18,3 млрд руб., а у Нижнего - на 9,4 млрд руб. больше! Доходы бюджета в расчете на одного жителя в Казани составляют 15,2 тыс. руб., в Самаре - 19,9 тыс. руб., в Омске - 14,4 тыс. руб., а в Нижнем Новгороде - 22,1 тыс. руб. Между тем Нижний Новгород, по-моему, слабо работает над увеличением собственных доходов. В I полугодии 2015 года город лишь на 87% исполнил план по налоговым и неналоговым доходам - это один из самых низких показателей в регионе! А ведь наполнение бюджета города во многом зависит от его властей. И тут есть значительные резервы! Так, на 1 июля 2015 года задолженность по земельным платежам, включая арендную плату за землю, администрируемую городом, была 245,4 млн руб., по арендным платежам нежилого фонда - 323,8 млн рублей».

Мнение эксперта

Богдан Зварич, аналитик инвестиционного холдинга:

«Действительно, сейчас, когда ухудшается собираемость налогов, городским властям становится тяжело выполнять бюджет. Падает доходная часть, в результате образуется дефицит, его приходится покрывать, получая займы или выпуская облигации.

Рост долга ведёт к увеличению стоимости его обслуживания, к дополнительным бюджетным расходам в будущем. Выходом здесь могут стать бюджетные кредиты, которые заместят банковские. Обслуживать их намного дешевле, и городу удается сэкономить.

При таком высоком объёме долга городским властям стоит рассмотреть возможность снижения расходов бюджета. Высвободившиеся средства можно направить на погашение займов».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...
Событие года

Что вы считаете главным событием 2019 года в Нижегородской области?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество