В 2015-м долги Нижнего Новгорода продолжают расти, как снежный ком: и казна, и муниципальные транспортные предприятия только энергетикам недоплатили десятки и десятки миллионов!
«Недоисполнение»
Похоже, это неказистое слово - ключевое для прогноза в отношении бюджетных доходов-2015. Его можно найти в пояснительной записке городского департамента финансов к очередным изменениям бюджета нынешнего года, принятым 28 октября Гордумой.
Впрочем, муниципальные финансы пели романсы уже в самом начале года: 1 января Нижний встретил с 1,5-миллиардным долгом по муниципальным контрактам. К 1 октября цифра и вовсе перевалила 1,7 млрд руб., и это превышает предельно допустимые 10% собственных доходов городской казны. Такие данные привёл Андрей Гальченко, прокурор города, на последнем заседании Думы.
Его ведомство бьёт тревогу. «Информация о кредиторской задолженности администрации Нижнего Новгорода нужна не прокуратуре - нам она известна, а жителям города», - уверен Андрей Гальченко. По его словам, предприниматели, имеющие контракты с городом, не понимают, почему сначала расплачиваются с одними, потом - с другими, ведь зарплату-то сотрудникам надо платить всем. Компании идут судиться с городом, выигрывают, казна к своим долгам получает ещё и пени, и штрафы.
Прокуратура добилась, чтобы долги прошлого года казна гасила по понятному графику. «Раньше прозрачности в процедуре не было, а это коррупциогенный фактор», - считает городской прокурор. Теперь ведомство требует составить график расчётов за 2015 год: решать этот вопрос в 2016-м - уже нарушение закона.
По одёжке протянем ножки?
«Может быть, мы в городе остановим некоторые процессы, но не будем обманывать людей - участников тендеров?», - предложил Думе Павел Солодкий, нижегородский омбудсмен по правам предпринимателей.
Андрей Чертков, и.о. главы городской администрации, не отрицает - график выплат долгов составить можно, но не называя конкретных сроков. Ведь всё будет зависеть от наполняемости бюджета.
«В мае по плановым показателям мы недополучили 100 млн руб., в июне - 150 млн, в июле - 200 млн рублей», - объясняла Светлана Утросина, директор городского департамента финансов.
И судя по очередным правкам бюджета, жить лучше Нижний будет не скоро. Ждут, что собственные доходы города уже до конца 2015-го снизятся: от развития застроенных территорий казна недополучит 219,2 млн руб., от земельного налога - 55,8 млн руб.
Уменьшили, разумеется, и некоторые расходы. На 1,813 млн руб. сократили резервный фонд городской администрации - тот самый, из которого выделяют помощь, например, семьям, пострадавшим от пожаров в старых домах. Фонд составил теперь 46,629 млн руб.
10,322 млн руб. убрали из статьи «Уличное освещение» - и это тёмной поздней осенью! Зато 10 млн прибавили на общественный транспорт, и отдадут - прав был прокурор - после судов по исполнительному листу. 6 млн руб. дополнительно город получит на озеленение - точнее, на погашение кредиторки перед подрядчиками-озеленителями… В общем, невесёлая арифметика.
«Когда денег дадут?»
«Долги можно предъявить правительству Нижегородской области, - без обиняков заявил депутат Александр Бочкарёв. - Прийти и спросить, когда нам денег дадут».
«К 1 января 2016 года мы выйдем с ситуацией на полмиллиарда хуже, чем к 1 января 2015-го, - вторил ему Марк Фельдман, глава бюджетной комиссии Гордумы. - И основная причина нынешнего состояния городского бюджета - изменившиеся межбюджетные отношения».
Светлана Утросина, правда, говорила о бюджетном кредите из области в 250 млн руб. уже в этом году. Она уверяет, что к 1 декабря муниципалитет расплатится по всем счетам 2014 года… А в 2016 году Нижний претендует на кредит от области уже минимум в 750 млн руб. и вводит режим жёсткой экономии.
Самый большой бюджет
Людмила Старостина, замминистра финансов Нижегородской области:
«При распределении полномочий Нижний Новгород только выиграл. Так, с 1 января 2015 года «из города в область» перешли полномочия по дошкольному образованию. В результате бюджет области взял на себя дополнительно расходы в 5,2 млрд руб. А на муниципальный уровень перешли полномочия по содержанию учреждений спорта и культуры, а это всего 721 млн руб.
Что касается финансирования «совместных знаковых проектов», по Бюджетному кодексу область перечисляет деньги в бюджет Нижнего, как только городские власти предоставляют документы о выполнении работ по программе. Так, выполнено работ, задокументировано и, соответственно, выплачено 17 млн руб. по детсадам, 34,9 млн руб. - по ФОКу в Московском районе.
Мы ждём документов по дальнейшему выполнению работ, так как в областном бюджете зарезервированы боле 101 млн руб. на строительство детсадов в Нижнем, на строительство ФОКа на Ярошенко (он строится на условиях софинансирования областного и городского бюджетов) - 79 млн руб. Как только работы будут завершены и представлены документы, средства будут перечислены в бюджет города.
Нижний Новгород на 2015 год принял самый большой бюджет в ПФО. Доходы столицы нефтеносного Татарстана - Казани - 18,3 млрд руб., а у Нижнего - на 9,4 млрд руб. больше! Доходы бюджета в расчете на одного жителя в Казани составляют 15,2 тыс. руб., в Самаре - 19,9 тыс. руб., в Омске - 14,4 тыс. руб., а в Нижнем Новгороде - 22,1 тыс. руб. Между тем Нижний Новгород, по-моему, слабо работает над увеличением собственных доходов. В I полугодии 2015 года город лишь на 87% исполнил план по налоговым и неналоговым доходам - это один из самых низких показателей в регионе! А ведь наполнение бюджета города во многом зависит от его властей. И тут есть значительные резервы! Так, на 1 июля 2015 года задолженность по земельным платежам, включая арендную плату за землю, администрируемую городом, была 245,4 млн руб., по арендным платежам нежилого фонда - 323,8 млн рублей».
Мнение эксперта
Богдан Зварич, аналитик инвестиционного холдинга:
«Действительно, сейчас, когда ухудшается собираемость налогов, городским властям становится тяжело выполнять бюджет. Падает доходная часть, в результате образуется дефицит, его приходится покрывать, получая займы или выпуская облигации.
Рост долга ведёт к увеличению стоимости его обслуживания, к дополнительным бюджетным расходам в будущем. Выходом здесь могут стать бюджетные кредиты, которые заместят банковские. Обслуживать их намного дешевле, и городу удается сэкономить.
При таком высоком объёме долга городским властям стоит рассмотреть возможность снижения расходов бюджета. Высвободившиеся средства можно направить на погашение займов».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть