Какие дела стали самыми громкими за четверть века? Кто и как сегодня защищает законную конкуренцию, справедливость решений в экономическом секторе и права нижегородцев?
Люди верят
За годы работы нижегородские антимонопольщики рассмотрели почти 40 тыс. обращений и возбудили почти 8 тыс. дел.
- Каждый год обращаются к нам всё чаще, - рассказывает Михаил Теодорович, руководитель УФАС. - Мы дорожим каждым из обращений. Значит, люди верят: есть государственное ведомство, где им помогут. Часто к нам приходят, как говорится, пройдя все круги бюрократического ада. Каждое обращение получает личное сопровождение специалиста УФАС до суда или до того момента, когда человек сочтёт, что его проблема решена.
Иногда сотрудникам УФАС приходится вступать в тяжёлые судебные баталии, защищая права многих и многих граждан от недобросовестных действий.
Например, монопольно высокие, по мнению специалистов управления, розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо с октября 2008 по март 2009 года не стеснялся держать один их крупнейших их поставщиков - «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Антимонопольщики доказали в судах необоснованность действий компании. В итоге бизнес-решение обошлось в 45 млн руб. штрафа.
В 2011 году в Нижегородское УФАС посыпались жалобы граждан на действия Федеральной пассажирской компании. Люди покупали железнодорожные билеты и в обязательном порядке должны были доплатить за комплект холодного питания, который им принесут в пути. Такой «бонус» существенно удорожал проезд! УФАС успешно прошло суды четырёх инстанций, и компанию признали нарушавшей 1 статью федерального закона «О защите конкуренции».
- Поезда, с билетами на которые продавался комплект холодного питания, сегодня на ГЖД не курсируют, - сообщили «АиФ-НН» в Горьковском филиале Федеральной пассажирской компании. - Пассажиры могут приобретать билеты и в купе с дополнительными услугами, и в купе без таких услуг, а также в плацкартные вагоны. Наличие или отсутствие допуслуг (в том числе питания) во время поездки пассажир может уточнить на сайте РЖД или в кассе при покупке билета в конкретный вагон.
Соблюдайте сроки
Два года назад УФАС получило полномочия по контролю в сфере гособоронзаказа.
В это же время ввели новые статьи в российский Кодекс об административных правонарушениях - статьи об ответственности должностных и юридических лиц за нарушения в сфере гособоронзаказа.
Например, к нарушениям теперь отнесли и сбои со сроками исполнения заказа. Для предприятий это нововведение. В 2016 году в основном за вольное отношение к срокам сдачи продукции в стратегически важной сфере ответили 336 должностных и юридических лиц - нарушения обошлись им в общую сумму 8 млн руб.
Растёт число жалоб на работу контрактной системы. По словам специалистов, если раньше нарушали закон по недоумению или незнанию, то теперь организаторы, например, тендера обдуманно составляют техническое задание, которое потом влияет на отказ подрядчику участвовать в торгах.
Все мы потребители рекламы и финансовых услуг. Антимонопольщики стоят на страже и этих наших интересов. В 2016 году были претензии к операторам сотовой связи: часто они что-то клиенту в своих роликах не сообщают или сознательно умалчивают. Так, 20 дел возбудили из-за рассылки рекламных сообщений без согласия абонента. Штрафовали операторов и за недостоверную рекламу, и за рекламу товаров, запрещённых к распространению.
- Я бы отметила дело в отношении одного из продавцов алкогольной продукции, - рассказала Ольга Швецова, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС. - Розничная торговая сеть распространяла листовки с рекламой алкоголя по почтовым ящикам потребителей, а закон это категорически запрещает. Были возбуждены три дела. Суды по ним решили, что нарушитель обязан выплатить 300 тыс. руб. штрафа.