Примерное время чтения: 10 минут
661

Верните школу на село! Где учиться детям из районов области?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 28/08/2013
Далеко не все сельские школы откроют двери для своих учеников. Фото: www.russianlook.com

Некоторые ездят в райцентр. И это на фоне масштабной модернизации образования, шагающей по стране. А доходит ли она до села?

Таланты из деревни

К сельскому образованию у многих отношение предвзятое - дескать, качество подготовки детей в деревенских школах оставляет желать лучшего.

- Мы недавно купили дом в деревне за 30 км от Нижнего, в Богородском районе, переехали туда с семьёй. И если младшего сына я могу отдать в местный детсад, то старшего каждое утро вожу в школу в Нижний. Неудобно, конечно, но он у меня ходит в лицей, а в сельской школе явно хорошего образования не дадут, - уверен бизнесмен Иван АРТЕМЬЕВ.

Педагоги возражают - получить качественное образование на селе реально.

- Беспочвенно и несправедливо утверждать, что хороших специалистов в сельских школах нет, - заявила педагог Мотовиловской средней школы Арзамасского района Капитолина ТРОИЦКАЯ. - Условия для работы на селе благоприятные - зарплаты у учителей хорошие, есть надбавки за работу на селе, льготы по коммунальным платежам.

К плюсам работы в глубинке сельские учителя относят и отсутствие второй смены. Значит, педагоги меньше устают, у них больше свободного времени, чем у городских коллег.

- В классах в сельских школах занимается не больше 15 человек. За время урока учитель может донести материал до каждого, получить обратную связь - усвоили ли дети урок, - констатируют педагоги. - Если ученик проявляет склонность к предмету, ему уделяется особое внимание, индивидуальный подход, причём абсолютно бесплатно.

Личное мнение

Ирина ПРОХОРОВА, директор центра содействия трудоустройству выпускников Нижегородского педагогического университета:

- В последние годы большинство выпускников, получивших диплом педагога, идёт работать по специальности. Конечно, многие из них выбирают школу благодаря областным целевым программам поддержки молодых специалистов на селе. Интерес у молодёжи к педагогике значительно вырос после того, как молодым учителям стали предоставлять жильё и автомобили. Примечательно, что в большинстве заявок от молодых специалистов на участие в программе значится условие - вернуться на малую родину, в сельскую местность. Но есть и обратная сторона медали. Не многие из молодых специалистов, придя работать в школу, остаются там надолго. Почему молодые кадры оставляют педагогику? Наверное, об этом стоит задуматься руководителям школ.

Многие из сельских учителей занимаются по собственным авторским методикам, а их наработки используют коллеги в областном центре. Так, опыт Андрея ЕЛИСОВА, историка из Саваслейской средней школы Кулебакского района, победителя конкурса «Учитель года Нижегородской области», взяли на вооружение педагоги со всего региона. Об интерактивных играх, придуманных учителем начальных классов Водоватовской средней школы Арзамасского района Инной ГАЛКИНОЙ для первоклашек, известно по всей России.

Намаялись!

Однако всё больше сёл в регионе, где о собственной школе только мечтают. В последние годы установилась стойкая тенденция к закрытию малокомплектных учебных заведений. К примеру, за 2008/2009 учебный год закрыто 87 школ на селе, за 2009/2010-й - ещё 96. Продолжается этот процесс и по сей день (см. инфографику).

Власти объясняют такую ситуацию просто - учиться некому.

- Главная цель реструктуризации - создание эффективной системы образования в регионе. В одну школу может ходить и 20, и 10 учеников, при этом по российским стандартам в каждом классе должно быть не меньше 25 человек, - объяснил Сергей НАУМОВ, министр образования региона. - Из-за низкой укомплектованности классов и излишней численности персонала бюджетные средства в таких школах расходуются неэффективно.

Вот только родителям эту чиновничью арифметику не понять.

- После пожара в Верхней Верее школу так и не открыли, - сетуют жители многострадального посёлка. - Деньги, которые неожиданным образом появились в районном бюджете, пустили на достройку школы в соседнем селе Проволочное. В итоге вот уже три года наших детей утром сажают в автобус и везут учиться за 15 км. Намаялись они за это время! Особенно тяжело зимой - автобус часто ломается и деткам приходится дожидаться его на морозе.

Но местные чиновники видят в таких ежедневных переездах только плюсы.

- Проволоченская школа является областной экспериментальной площадкой, в которой работает творческий, инициативный коллектив. За 3 года качество знаний учащихся повысилось на 20%, - заверили «АиФ-НН» в администрации городского округа Выкса.

Надежда есть

Школы в районах региона обижаются - дескать, все финансовые сливки достаются учебным заведениям областного центра и крупных городов. И всё же надежда есть. Те школы, которые не закрыли, начали понемногу развивать.

- Ещё 10 лет назад многие серьёзные вопросы зачастую приходилось решать своими силами, - говорит Вадим БЛАГОЧИННОВ, председатель общешкольного родительского комитета школы №1 Богородска. - А теперь у нас в школе все старые деревянные окна новыми пластиковыми заменили, сделали отопление в спортзале, обещают заасфальтировать школьную территорию и поставить новый забор. В школе появилось новое оборудование. Пока без ремонта стоит школьная столовая. Но мы надеемся, это временно. Я как консультант помогаю Новинскому сельсовету Богородского района. В этом году здесь две школы отремонтировали. Хорошо, что наконец стали уделять внимание сельским учебным заведениям.

И кстати, факт в защиту качества сельского образования: по данным отдела дошкольного и общего образования областного мин-обра, в 2013 году 61 ученик сельских школ области стал победителем и призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Всего в этой олимпиаде победили 467 нижегородских школьников. А благодаря ЕГЭ многие сельские ребята успешно поступают в лучшие вузы, причём не только в Нижнем, но и в столицах.

Компетентно

Николай БАРМИН, ректор Нижегородского института развития образования:

- Качество среднего образования на селе в последние годы значительно улучшилось. Учителя, работающие в глубинке, постоянно повышают свою квалификацию, причём на рабочем месте. Представители от каждого района и городского округа проходят специализированную подготовку в областном центре, а затем делятся полученными знаниями с сельскими педагогами. Увеличилось количество участников интернет-конкурсов (как педагогов, так и школьников), проживающих в отдалённых районах Нижегородской области. Во Всероссийском сетевом интернет-проекте «Нам жить на этой Земле» из 17 команд-победителей 14 - команды из сёл Нижегородской области.
Выросла доля молодых учителей в районных школах. Педагоги в возрасте до 30 лет составляют 12,7% от общего числа учителей. Кроме того, увечилось число педагогов, работающих в сельской местности, участвующих в конкурсе на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В тему

В регионе закрытие сельских школ пытаются компенсировать учительскими домами.

Школу называют вторым домом. Вот педагоги и соглашаются поселиться на работе. В районах открыли 5 домов, часть которых отвели под классы. Как живётся здесь учителям и ученикам?

В гости к учителю

Работают такие мини-школы в Богородском, Краснооктябрьском, Лукояновском, Шарангском районах и Выксе. Так, учительский дом в селе Большая Аря Лукояновского района открылся в январе.

- Поначалу детям всё казалось необычным, - рассказывает Ирина ПУЖАЕВА, хозяйка учительского дома. - Теперь привыкли. Мы в большую перемену уходим с ребятами на кухню и за большим столом пьём чай с булочками. Нам нравится - будто ученики ко мне в гости пришли.

Дети быстро привыкли к домашней обстановке. После уроков не спешат расходиться.

- Пару дней назад у нас был контрольный сбор перед Днём знаний. После переклички и объявлений ребята попросили остаться поиграть, - улыбается педагог. - А 1 сентября у нас будет двойной праздник - начало учебного года и новоселье. Мы с семьёй перебираемся в жилую часть дома.

В этом году в учительском доме у Ирины Викторовны 12 учеников с 1 по 3 класс.

Закрыли навсегда

Порой, конечно, нахлынет ностальгия по старой школе, по родной учительской.

- К одиночеству поначалу сложно было привыкнуть, - признаётся она. И вспоминает бывшую сельскую среднюю школу, ставшую за 23 года работы родной. Два года назад в спортзале школы обнаружили трещину, здание было объявлено аварийным, школьников отправили учиться в ближайший санаторий.

- Сначала все надеялись, что переселение временное, спортзал отремонтируют. Но, как оказалось, школу решили закрыть навсегда, - вздыхает педагог.

Вторым домом для учеников с 5 по 11 класс станет школа в Лукоянове, что в 9 км от Большой Ари. Младшеклассников решили оставить в родном селе. Для экономии времени и средств выстроили школу-дом. Завхоз и педагог

- Конечно, переехать в новый собственный дом со всеми удобствами - большое счастье для педагога, - соглашается Ирина Викторовна. - Но это ещё и ответственность, ведь все бытовые стороны лежат на учителе. Ставки завхоза¸ электрика и сантехника в нашей мини-школе нет - приходится ремонтировать парты, двери, наводить чистоту своими силами. Вся надежда на мужа и сына.

Среди насущных проблем - отсутствие спортзала:

- Зимой мы выходим на улицу - катаемся на лыжах и санках, а осенью и весной - занимаемся в классе.

...Сколько прослужат такие дома? Ведь отработав 10 лет, педагог имеет право уволиться и оставить дом себе.

Официально

- В 2010 - 2012 годах с целью обеспечения доступности качественного образования закрыто 49 сельских малокомплектных школ. К 1 сентября 2013 года планируется закрыть ещё 8 учебных заведений, - констатируют в региональном министерстве образования. - В сельской местности подчас отсутствуют рабочие места, молодые семьи стремятся уехать из села, и, как следствие, уменьшается число учеников. Учебный процесс организуется в классах-комплектах - один педагог одновременно обучает школьников 1-2 классов, а иногда и всю начальную школу. В результате страдает качество образования.

По словам чиновников, в сельских школах региона острой нехватки кадров нет - требуются 14 учителей по основным предметам и 10 педагогов начальных классов. Всего в районах области насчитывается 44 вакансии учителей по основным предметам и 23 вакансии учителей для 1-4 классов. Все ставки закроют благодаря привлечению специалистов по совместительству.

Как уверяют в ведомстве, модернизация образования дошла и до сельских школ - за последний год вырос парк компьютерной и мультимедийной техники. В 40 учреждениях созданы условия для дистанционного обучения ребят. Все сельские школы имеют доступ в Интернет. Оборудуются специализированные кабинеты, закуплено учебно-производственное и лабораторное оборудование, пополняются библиотечные фонды. В этом году для сельских школ куплено более 350 тыс. учебников. Приобретено новое оборудование для школьных столовых и медкабинетов.

Вкладываются власти и в безопасность школ на селе. Восстанавливается ограждение, освещение, установлена система экстренной связи.

- В ряде сельских школ есть наружное видеонаблюдение. Например, в Ковернинском районе из 14 сельских школ оснащены камерами 2 учебных заведения. Неохраняемых учреждений в регионе нет, - уверяют нас в минобре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно