10 февраля в России отметили День памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день (по старому стилю 29 января) 183 года назад после дуэли на Чёрной речке погасло «солнце русской поэзии».
Почему Нижегородский край навсегда остался в сердце и произведениях великого поэта? «АиФ-НН» узнал об этом у кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Валерии Белоноговой.
В Болдино с чемоданом
– Валерия Юрьевна, по образованию вы журналист. Как получилось, что вы занялись пушкиноведением?
– Мне посчастливилось учиться в «пушкинском Петербурге». Я, конечно, понимала, как и большинство читающих людей, что Пушкин – фигура национального масштаба, важная для понимания России. И всё-таки до моего приезда в Болдино он не был для меня чем-то действительно близким. Закончив факультет журналистики Ленинградского университета, я работала по специальности. Но однажды поняла, что совсем недалеко от нашего города находится особенное место. Позвонила директору музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» Геннадию Золотухину, и он принял меня на работу. Поехала в Болдино в первый раз в жизни, но уже с чемоданом. Работать.
Зима в Болдине - время удивительное! Туристических групп немного, в заповедном парке тишина и снег. Тогда, за музейным рабочим столом, готовя лекции и экскурсии, я и начала познавать Пушкина в особой «живой» пушкинской атмосфере. Стала писать о музее, о Пушкине, о Болдине, о его жителях и знаменитых гостях. Сначала – в газетах и журналах. Потом – в научных сборниках.
– Ваша первая книга называлась «Выбранные места из мифов о Пушкине». А о каких мифах шла речь?
– Мифов о Пушкине множество, но меня интересовал тогда конкретный и непосредственно связанный с Нижним Новгородом миф о том, что именно Пушкин «подсказал» Гоголю сюжет знаменитого «Ревизора», и вообще о неразлучной якобы дружбе Пушкина с Гоголем.
Действительно, нижегородский губернатор Михаил Бутурлин, принимавший у себя в доме на Большой Покровской поэта-путешественника 2 и 3 сентября 1833 года, принял Пушкина за правительственного ревизора. Но тема страха перед начальством, которое может неожиданно нагрянуть с проверкой и уличить в тёмных делишках, тогда просто витала в воздухе. И даже была уже описана в литературе.
Планы написать об этом комедию были у Гоголя и раньше. Возможно, Пушкин только одобрил эти планы. Кстати, следы невоплощённого замысла на эту тему остались в черновиках и у самого Александра Сергеевича.
Оттенки прошлого
– Фактически Пушкин был в Нижнем Новгороде всего два дня. Но, оказывается, и о двух днях великого поэта можно написать целую книгу?
– Я помню, на один из «Сахаровских фестивалей» в Нижний Новгород приезжал актёр, режиссёр, пушкинист Владимир Рецептер. А мы тогда работали над созданием Пушкинского музея в областном центре (сейчас это филиал Болдинского заповедника). Так вот, Владимира Эмануиловича этот факт очень развеселил: «Переночевал проезжий человек в гостинице. И тут же музей надо открывать в этом городе!» А почему бы и нет? Главное, чтобы человек был хороший.
Да, всего два дня. Приехал, разместился в Деулинской гостинице, написал жене письмецо, сходил в баню, съездил на ярмарку, погулял по кремлю, нанёс визит нижегородскому губернатору Бутурлину, написал ещё одно письмо Наталье Николаевне. На другой день, правда, полдня проработал в губернском архиве, просматривая материалы о Емельяне Пугачёве. И, отобедав у губернатора, отправился дальше по местам событий пугачёвского восстания. Потом результатом этой поездки стали две книги – «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка». И ещё множество написанных по дороге стихов, заметок, писем. А на обратном пути в родовой усадьбе – вторая Болдинская осень: «Медный всадник», «Пиковая дама», «Октябрь уж наступил»...
Часто говорят, что о Пушкине известно всё, и написать что-то новое просто невозможно. Но в том и состоит особенность гуманитарного знания как такового. Если сформулировать вопрос по-новому, то о вещах давно известных и изученных можно узнать много неожиданного и интересного.
Тема книги – Пушкин и Нижний Новгород. Попытавшись представить, о чём вспоминал Пушкин в эти дни, о ком из своих друзей-нижегородцев расспрашивал, что узнавал о великих событиях и лицах, о которых он писал или собирался писать, мы приходим к выводу: два нижегородских дня в каком-то смысле связаны со всей его жизнью.
– Прослеживается ли это в творчестве поэта?
– Конечно! Возьмите роман «Арап Петра Великого» – это абсолютно нижегородская история. Прапрадед Пушкина Юрий Алексеевич Ржевский в 1719-1728 годах возглавлял Нижегородскую губернию. В доме Ржевского в 1722 году бывал приехавший тогда в Нижний Пётр Первый. Царь даже праздновал у него свой день рождения. В неоконченном романе «Арап Петра Великого» выведены образы самого Ржевского, его домашних и даже сам его дом с патриархальным укладом, противостоящим Абраму Ганнибалу. Ганнибал олицетворял в романе всё новое и экзотичное, что внёс своими реформами в жизнь России Пётр.
И к образу нижегородца Минина Пушкин обращался не раз. Для поэта Нижний Новгород прежде всего – «Отчизна Минина». «Нижегородский мещанин», как называет его Пушкин, появляется в поэме «Езерский», в болдинском стихотворении «Моя родословная», в «Романе в письмах», в неоконченном романе «Рославлев».
Что касается Нижнего Новгорода, он присутствовал и во многих других замыслах Пушкина, воплощённых и невоплощённых. «Жил в своём поместье Ненарадове в Нижегородской губернии добрый Гаврила Гаврилович Р.». Так начинался черновик повести «Метель». Потом Пушкин вычеркнет название губернии. Судя по пушкинским черновикам, и усадьба родителей главного героя «Капитанской дочки» Петруши Гринёва находилась поначалу в Нижегородской, а не в Симбирской губернии.
Возвращаясь к самому приезду поэта в Нижний Новгород, повторю, что Пушкин имел конкретную задачу – побывать в местах, связанных с Пугачёвым. И надо сказать, поэт стал первым историком в России, кто заинтересовался фигурой Емельяна Пугачёва. На самом деле упоминание страшной крестьянской войны 1773-1775 годов фактически было в России под запретом. На поверхность прорвалась копившаяся столетиями беда крепостного рабства, ненависть к дворянству. После разгрома восставших указом Екатерины II переименована была даже река Яик, где начинались эти события, и яицкие казаки стали именоваться уральскими казаками. Ничто не должно было об этих событиях напоминать.
А Пушкин взялся за эту, по сути, запрещённую тему. И к нижегородскому губернатору Бутурлину Александр Сергеевич зашёл не просто с визитом вежливости - ему нужно было разрешение ознакомиться с местными архивами. Потом по дороге поэт встречался с живыми ещё очевидцами войны, в том числе в нижегородском Васильсурске. Когда отряды Пугачёва переправились через Волгу, они направились в сторону Москвы. Нижегородский губернатор Ступишин отправлял в Москву панические письма, ведь пугачёвские разведотряды появлялись уже в окрестностях Нижнего. Но именно от нашего города Пугачёва развернули обратно на юго-восток. Значит, исследования надо было начинать именно отсюда. Пушкин это знал.
Великое востребовано всегда
– Кончина Пушкина, годовщина которой была недавно, вызвана его дуэлью. До сих пор многие винят в происшедшем его супругу Наталью Николаевну. Что вы об этом думаете?
– Вокруг этой темы всегда было много спекуляций и домыслов. Пушкин любил Наталью Николаевну – для меня этим всё сказано. Она не нуждается в нашей защите, у неё есть защитник посильнее, это сам великий поэт. И я считаю эту тему вообще непродуктивной. Элементы биографии, страницы судьбы великого поэта интересны для исследователя только в той степени, в какой они влияли на его творчество.
– На ваш взгляд, какова дальнейшая судьба изучения творческого наследия Пушкина? Будет ли оно столь же востребовано у новых поколений?
– В творчестве Пушкина заложен алгоритм русской национальной культуры. Другое дело, что сейчас личность поэта часто отделяется от его творчества. На первое место выходят мифы, слухи и сенсации из его личной жизни.
Имя Пушкина и главных героев его произведений становятся брендом для ресторанов, кафе и даже тренажёрных залов. Но это явление временное, что-то подобное бывало и раньше. Я уверена: на каком-то новом витке истории начнётся очередной подъём интереса именно к творчеству Пушкина. Потому что оно как ничто другое способно поддержать человека в трудную минуту, воодушевить на высокие дела.
Значит, пока живёт интерес к русской культуре, живёт и интерес к явлению ПУШКИН.