aif.ru counter
144

«Бездомная» история Нижнего. Как развивать нижегородские музеи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/06/2015

О «бездомной» истории края, о музейных подвижниках и проблемах - наш разговор с Тамарой Ковалёвой, председателем правления Нижегородского центра поддержки и развития музеев.

Миссия невыполнима?

- Тамара Ивановна, вы, наверное, бывали во многих музеях города и области, у нас действительно есть что показать туристам?

- Я считаю, что туристический потенциал города и области огромен. Так сложилось исторически, что музейное дело у нас зарождалось вопреки существующим тенденциям в развитии, прежде всего экономики региона. Горький был «закрытым», и всё это время мы были на обочине многих культурных процессов: государство вкладывалось в создание и развитие музеев в городах, где были проложены туристические тропы.

Хотя наш историко-культурный ресурс колоссальный, и его сравнивать даже с владимирским нельзя! История центра Золотого кольца, на мой взгляд, более всего интересна лишь в период X-XII веков. А наш город во все времена играл важную роль в жизни страны. Именно он некогда стал местом зарождения гражданского общества России, когда гражданин Минин выступил с идеей создания ополчения.

- И нижегородские музеи готовы показать всю красоту нашей истории?

- Сегодня многостраничная история города не имеет места проживания. Одна из серьёзнейших проблем, в том числе и для развития туристического потенциала Нижнего, - отсутствие краеведческого музея. Усадьба Рукавшниковых, которая сегодня, слава Богу, хотя бы отреставрирована, не выполняет изначально возложенных на неё функций. Афиша у музея активная, там проходят многие действия - как правило, не музейного направления.

Нижний Новгород совсем скоро будет отмечать 800-летний юбилей. Думаю, что за восемь веков истории он заслужил большой современный музей, в который можно ходить каждый день и получать новые знания, впечатления и удовольствия. В нашем городе уникальные экспонаты бриллиантами рассыпаны по нижегородским музейным собраниям предприятий, учреждений, школ, вузов, и собрать их в одном месте по-прежнему возможности нет.

- Но, насколько я помню, у старого краеведческого музея была своя уникальная коллекция?

- В музейном собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника много коллекций. Выставки с их использованием там открываются регулярно - значит, богатейшее собрание живо....

Обыкновенное чудо

- Несмотря на скромное финансирование, нижегородские музеи продолжают работать, там появляются новые выставки, интересные дополнительные программы для посетителей.

- Финансирование - это важно, но самое главное - чтобы в музеях работали творческие люди. Приведу пример из нижегородской музейной действительности. Есть Бутурлинский краеведческий музей - небольшое двухэтажное здание бывшего купеческого дома, где доступными средствами рассказывают об истории этой земли. И вот при грантовой поддержке у музея появляется возможность приобрести проектор и экран.

При помощи этих нехитрых технических средств сотрудники просто сотворили чудо! На моих глазах произошло преображение непоседливых мальчишек-семиклассников. Их познакомили с историей любви великого художника Ильи Репина к местной жительнице Елизавете Званцевой. Званцевы - очень интересный дворянский род, они владели усадьбой в бутурлинском селе Тарталеи. Елизавета Николаевна была ученицей Репина в Петербурге, и они как-то приехали вместе на каникулы в имение.

Случилась история любви. Званцева художнику взаимностью не ответила, но он писал ей удивительно трогательные письма, которые использовали в своем рассказе музейные сотрудники. При помощи проектора они демонстрировали рисунки Званцевой и Репина, сделанные в Тарталеях в то лето, иллюстрации сопровождались прекрасной музыкой. И мальчишки с таким трепетом слушали эту историю любви! У меня сложилось впечатление, что они впервые в жизни, несмотря на современный поток информации об отношениях людей, увидели, какое любовь светлое чувство.

Вообще, в районных музеях работают очень интересные люди. Им, кроме коллекций, удаётся собрать некое общество вокруг музея. Ведь музей - это не собрание вещей, это «собор лиц». Место встречи, коммуникаций поколений.

- Из этой истории можно сделать вывод, что применение в музейном деле новых технологий важно для его развития?

- Всё надо делать по уму, поскольку музей - прежде всего реальный предмет. Нужно формировать интерес к подлинности, к первоисточнику информации и, как следствие, эмоции. Впечатление от реальной действительности, которое содержится в одном или комплексе предметов, заменить очень трудно. Но расширить, углубить знание об экспонатах при помощи технологий можно и крайне необходимо.

Городецкий феномен

- К подвижникам музейного дела, наверное, можно отнести и людей, которые открывают частные музеи?

- Я с большим пиететом отношусь к таким людям как, например, Вячеслав Хуртин, создавший в Нижнем замечательный технический музей на ул. Большой Покровской. Если бы власти его прекрасное начинание поддерживали! Ведь при том колоссальном научно-техническом потенциале, который был накоплен за последние столетия нашей нижегородской истории, ни политехнического, ни научно-технического музея в городе не было.

- А каково ваше отношение к таким популяризаторским акциям, как «Ночь музеев», например?

- Скептическое. Но, с другой стороны, это тоже способ привлечь внимание публики к музейной жизни. В этом году, например, в «Ночь музеев» в «Нижегородскую радиолабораторию» пришло очень много людей. Буквально на следующий день в музее появляется молодой человек в сопровождении двух дам. Интересуются: бесплатное ли сегодня посещение? Им ответили, что акция закончилась, и за входной билет придётся заплатить 20 руб. Люди развернулись и ушли. Не привлекает ли их в таких акциях одна лишь возможность пройти в музей бесплатно?

- Но согласитесь, что цены на билеты в некоторые нижегородские музеи действительно «кусаются».

- Сегодня посещение любых культурных учреждений - дело недешёвое. С началом нового экономического кризиса многие музеи наблюдают отток посетителей. Но у любого учреждения культуры есть свой экономический план, который предписывает получение прибыли от деятельности, и этот план надо выполнять - за невыполнение строго спрашивают.

- Так всё же какова перспектива развития музеев в нашем городе, области? Снова будем двигаться вперёд, вопреки экономическим реалиям?

- Я считаю, что развитие музейного комплекса в том же Городце - очень хороший пример, как правильно использовать инвестиции государства и частного бизнеса. По такому примеру можно оптимизировать музейную жизнь Нижнего, хотя денег понадобится в разы больше.

Некогда у нас существовала официальная программа развития нижегородских музеев, и по этой программе было много хороших дел сделано, но её как-то свернули. Жаль! Никогда не надо забывать: музеи играют не последнюю роль в формировании гуманитарной составляющей общественной жизни нашего города и страны в целом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах