Примерное время чтения: 6 минут
3512

Чародей аккордеона: нижегородец солирует у Спивакова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 22/01/2014

Избалованные хорошей музыкой итальянцы назвали Власова «русским чародеем» и занесли выступление во Флоренции в Римскую книгу «Лучшие концерты года». Нижегородские меломаны помнят эмоционального аккордеониста по региональной программе «Новые имена»: Никита не раз становился её стипендиатом.

Лауреат 11 престижных международных и всероссийских конкурсов, премий президента России и молодёжного «Триумфа», он совсем не похож на звезду: ноль вычурности или лоска, держится очень просто, одет в потёртые джинсы и водолазку. Встретишь на улице - и не заподозришь даже, что перед тобой солист знаменитого оркестра «Виртуозы Москвы».

«Чародей аккордеона» ответил на вопросы «АиФ-НН».

«Шмель» привел к Спивакову

- Никита, как вы попали в «Виртуозы Москвы»?

- Произошло это лет десять назад во французском Кольмаре, где Владимир Теодорович Спиваков проводит музыкальные фестивали. К тому времени у меня уже было несколько наград за участие в различных конкурсах. Видимо, это сыграло роль в приглашении в Кольмар. Там я сыграл «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Польку» Альфреда Шнитке, «Менуэт» Игнация Падеревского. Спиваков остался доволен дебютом, а вскоре, когда я учился уже в консерватории, поступило предложение стать солистом «Виртуозов Москвы».

- Пожалуй, это уникальный случай, когда студента приглашают в такой известный коллектив!

- Безусловно, это почётно и в то же время ответственно. К тому же приходилось совмещать учёбу с гастролями.

- Как к этому относились в консерватории?

- С пониманием. А я старался не давать повода для негативного восприятия своего отсутствия на занятиях и быстро навёрстывал всё, что пропустил, играя с «Солистами».

Танго «с огоньком»

- Кроме соло, участия в концертах «Виртузов Москвы», вы много выступаете теперь и в составе ансамбля Con forza, который создали сами. Что побудило предпринять такой шаг?

- Начну с того, что участники ансамбля Александр Миндиашвили, Валентина Амосова, Дмитрий Стариков, Юрий Барсуков, Игорь Мажаров, Алексей Поспелов - мои консерваторские друзья. У большинства из нас успешно складывается собственная сольная карьера, но мы решили объединить аккордеон, вокал, скрипку, классическую гитару, конт-рабас, фортепиано, ударные. В ансамбле они обладают богатой тембровой палитрой. За пять лет ансамбль успел выступить во многих городах России и за рубежом, принимал участие в благотворительном концерте в храме Христа Спасителя, стал лауреатом Московского фестиваля «Дворянские сезоны». Недавно мы представили свой новый проект «Шестое чувство» с элементами пантомимы и цирка.

- В вашем собственном сольном репертуаре много произведений аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, а его танго вызвали восхищение даже у королевы Нидерландов Беатрикс, экс-президента США Билла Клинтона и президента России Владимира Путина…

- Пьяццолла создал самостоятельное музыкальное направление на стыке академической и массовой культуры. Жанр танго стал изысканно-концертным. Его музыка нравится и мне, и слушателям, включая глав государств.

Выбирает отечественное

- Вы разрушаете все стереотипы - с моцартовским вдохновением исполняете на аккордеоне классику: Баха, Бетховена, Чайковского. Выходит, аккордеон - академический инструмент?

- По исполнительскому уровню и музыкальным задачам он давно стал таким. Но многое зависит от того, в чьих он руках и какой инструмент. У меня, например, отечественный, воронежской фабрики, которую основал выпускник Нижегородской консерватории заслуженный артист России Владимир Васильевич Авралев. Воронежские баяны и аккордеоны сейчас известны во всём мире, они ни в чём не уступают инструментам известных итальянских, французских или немецких фирм.

- Вы ведь родились на Украине?

- Да, моя малая родина - Донецк. Правда, детство провёл в Башкирии, в небольшом закрытом военном городке с былинно-фольклорным названием Межгорье. Тогда он скрывался под именем Белорецка-15. Там в шесть лет начал играть на фортепиано.

- А как же аккордеон?

- Моя мама, пианистка, увидев, что я слишком быстро справляюсь с её заданиями, в «нагрузку» дала в руки аккордеон. Он-то и стал моим главным инструментом на все последующие годы.

Приехал, чтобы учиться

- Украина, Башкортостан, потом Нижний Новгород. Что же привело сюда?

- Друзья нашей семьи как-то рассказали, что в Нижнем Новгороде в консерватории есть замечательный педагог по классу баяна профессор Виктор Иванович Голубничий, и было бы неплохо, чтобы он послушал меня. Правда, при первой встрече Виктор Иванович наотрез отказался стать моим учителем: «С детьми не занимаюсь». И только услышав, как я играю, согласился давать уроки. Вот уже много лет он мой учитель и наставник. Даже окончив консерваторию, по-прежнему продолжаю с ним советоваться.

- Во Франции, в городке Сан-Сов, давно существует Центр национальной и международной аккордеонной музыки. Слушатели занимаются с известными педагогами, по окончании получают диплом Парижской консерватории. Вас не привлекает такая перспектива?

- Нет, у французов другой стиль игры, более лёгкий, специалисты называют его музыкальным флиртом - этакое заигрывание с публикой. Но это не для меня. Я сторонник академического стиля.

- Гастроли, многочисленные награды, внимание поклонников… Есть от чего возгордиться!

- Я не «фабрикант» или «народный артист», у меня нет головокружения от собственных достижений. Как справедливо заметила известная певица, победам нужно радоваться не более пяти минут, а потом идти дальше.

- Чем будет знаменателен для вас 2014 год?

- Гастролями по стране. Побываю в самых отдалённых уголках России. Главное событие для меня - 35-летие «Виртуозов Москвы» и юбилей их создателя, маэстро Спивакова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно