Примерное время чтения: 6 минут
934

Вышивка солнцем. Наши предки превращали обычные вещи в золотые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 07/10/2015
Наталья Бурухина / АиФ

Вышивка золотой или серебряной нитью была известна ещё в XI веке. После Крещения Руси появилась необходимость обеспечить храмы массой предметов для богослужений. Антиминсы, покровцы (платы, используемые во время литургии), одеяния священнослужителей должны были отливать золотом, и мастерицы начали осваивать новое для себя дело. На протяжении нескольких веков промысел существовал только в монастырях, и лишь затем «спустился» в народ.

Фото: АиФ/ Наталья Бурухина

Драгоценная пряжа

В Нижегородской губернии было сразу несколько центров золотного шитья: Городец, Лысково, село Варнавино на Ветлуге, сам Нижний Новгород… Больше же всего славился мастерством вышивальщиц Арзамас. Работы, выполненные в Алексеевском и Николаевском женских монастырях, знали повсеместно. Там делали и церковные вещи, и одежду, предметы быта для «гражданских» лиц. Занимались золотной вышивкой и девушки в купеческих семьях Арзамаса. Заказы поступали не только со всей России, но и из-за рубежа: из Греции, Молдавии, Константинополя, Иерусалима…

Само название «золотная вышивка» неслучайно. Нити и вправду содержали золото и серебро. Для вышивки использовали нити разных сортов, да и изготавливали их по-разному. Самый старый способ - металл расплющивали молотом в тонкие листы, нарезали их на узкие полосы и вытягивали до толщины волоса. Получались волочённые нити.

Фото: АиФ/ Наталья Бурухина

Позднее мастера стали использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шёлковую основу. Так делали прядёные нити. Наконец, сканные нити пряли из двух разноцветных шёлковых нитей или из золотой нити с шёлком. Чистое золото с годами заменили золочёным серебром, прядённым на шёлк жёлтого цвета. В XVIII веке, когда промысел достиг своего расцвета, при прядении нитей стали использовать бумажную нить, ручное прядение сменилось механическим... В XIX веке начали использовать позолоченную медную нить.

«Это были очень дорогие изделия. Но ведь не всё в жизни меряется деньгами, - рассказывает Павел Шавенков, главный хранитель фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. - Женщины тогда тоже хотели быть красивыми, особенно в знаковые дни своей жизни. Да и гораздо ценнее самой золотой нити были работа и фантазия вышивальщицы. Это был невероятно кропотливый труд и долгий процесс».

Фото: АиФ/ Наталья Бурухина

Наряды на зависть

До наших дней дошло не так много примеров работ нижегородских мастериц. Нить плотная, ко времени устойчива, а вот шёлк, по которому обычно вышивали, истлевал или рвался. Самые старые из вещей, которые хранятся сегодня в фондах музея-заповедника, историки датируют XVII веком. Их когда-то передали нижегородские коллекционеры из числа купцов. Много вещей удалось найти во время этнографических экспедиций.

«Предметы народного костюма, украшенные золотной вышивкой, каждый день не носили. Их надевали на праздники, в торжественные моменты - в первую очередь, на свадьбы, - говорит Мария Пугачёва, заведующая музеем истории художественных промыслов. -Вышивку клали плотно, стежок к стежку. Мастерицы шили по карте: вырезали из бересты формы для каждого элемента, накладывали на ткань и обшивали. Причём с изнанки золотой нити не было, её экономили, клали только по верху. Снизу крепили её шелком или льном. Это называлось вышивать «в прикреп».

Фото: АиФ/ Наталья Бурухина

Золотые нити покупали на ярмарках. По городам и весям ходили офени - коробейники, которые предлагали ткани, нити, инструменты. В умелых руках это обретало новую жизнь. На ткани вырастали деревья с раскидистыми ветвями, вазоны с гроздьями винограда, птички, смотрящие друг на друга. Так выражались народные представления о красоте, процветании, мире и счастье.

Золотной вышивкой в Нижегородской губернии чаще украшали головные уборы: кокошники, «сороки», повойники, «головки». В Арзамасском уезде любили вышивать рукава рубах, так называемые мышки - прямоугольные кусочки ткани на оплечьях. Любили золотить и «холодники». Так в губернии называли короткую женскую одежду на лямках, со сборками на спине и боках. Шили их из штофа, парчи, края обшивали бахромой и галуном, носили поверх сарафана.

Во второй половине XIX века стали популярны платки и косынки с золотным шитьём. Женщины надевали их по праздникам. Особым шиком было иметь платок с вышивкой из плотного чёрного, вишнёвого, реже белого шёлка. О его владелице обычно знала вся округа! На ткань особым образом накладывали узор из золотых нитей, дополняли его блёстками. Счастливица шла по улице, а платок переливался и сиял на её плечах…

А как сейчас?
Золотная вышивка, традиционный для Нижегородского Поволжья промысел, существует в области и сегодня. Изделия с золотым орнаментом делают на фабрике городецкой золотной вышивки. Современное золотное шитьё, конечно же, отличается от того, что делали наши прабабушки. Нить сегодня используют не золотую, а металлизированную. Да и шьют ей обычно не по шёлку, а по шерсти и габардину - изделия из плотных материалов живут гораздо дольше. Однако современные вышивальщицы стараются сохранять орнаменты и методику наложение шва. Хотя мастериц сегодня остаётся всё меньше… При этом на фабрике говорят, что вещи «a la russe» нынче в моде. Некоторые невесты, например, заказывают на свадьбу платья, украшенные золотным шитьём.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно