
Примечательно, что экспозиция открылась в преддверии дня рождения Марка Шагала: 7 июля исполняется 128 лет со дня рождения мастера.
Божественная синева
Полотно Шагала прибыло в Нижний Новгород с другого конца страны - из Владивостока. «Портрет брата Давида с мандолиной» принадлежит собранию Приморской государственной картинной галереи. Недавно там проходила выставка картины кисти Маковского «Боярышня» из фондов Нижегородского художественного музея. Возможность горожан впервые увидеть оригинал Шагала - благодарный ответ.
Как отмечают искусствоведы, всё творчество Шагала питают глубоко личные чувства. В нём реальность зрительного, осязаемого мира и внутреннего мира мыслей и чувств очень тесно переплетены. Портрет Давида - не исключение. Художник был очень близок с младшим братом и долгие годы не расставался с картиной.
«Портрет был написан после возвращения Давида Шагала с Первой мировой войны, Домой он пришёл калекой, без одной ноги, и вскоре умер. Марк Шагал воспринял эту смерть как трагическую несправедливость, - рассказала «АиФ-НН» Наталья Свирина, заведующая отделом зарубежного искусства Нижегородского художественного музея. - Это ощущение отразилось на полотне - заострённая пластика, кажущееся искажение форм. Мы видим изображение человека, отражённого в разбитом зеркале. Для художника весь мир, разгромленный войной, и был этим самым искажённым зеркалом, где все формы дробятся, где исчезла гармоничность линий. В то же время, эта дисгармония поглощается цветовым решением. Весь цветовой строй портрета подчинён единой гамме - оттенкам синего. Этот цвет у Шагала глубоко символичен. Для мастера синий - это цвет небес, иного мира, где уже пребывает его любимый брат. Через поток божественного света мы видим отражение Давида. Скорее не человека, а духа».
Современники художника считали, что Шагал имел удивительно сложное видение цвета и умел выразить эту цветовую стихию на своих полотнах. Его называли «лучшим колористом XX столетия». Конечно, Шагал - выдающийся творец, который во многом изменил развитие искусства прошлого века. Он внесистемный художник, впитавший в себя лучшие традиции великих мастеров: Матисса, Пикассо…
Один на один
Живопись и оригинальная графика Шагала в нашем городе никогда не выставлялась, нет её и в экспозиции и запасниках нижегородских музеев. Однако сегодня у людей есть возможность путешествовать и смотреть полотна мастера в лучших галереях мира. Это заставляет нижегородских искусствоведов искать новые формы работы с произведениями. Выставка одной картины, формат, в котором полотно Шагала представлено в Нижнем Новгороде, крайне сложный. У зрителя есть возможность непосредственного диалога с полотном. Для того чтобы это общение было полноценным, необходимо создать для него условия, главное из которых - информация об авторе картины, времени и условиях её создания, символике произведения, национальной культуре. Тот же Марк Шагал всегда считал себя в том числе еврейским художником.
«Картине отведён небольшой зал, в котором разместили щиты с необходимой информацией, - продолжает Наталья Свирина. - Кроме того, мы проводим лекции и демонстрируем фильмы, посвящённые жизни и творчеству Шагала. Для нас выставка одной картины - знакомый и опробованный формат. Иногда мы берём произведение из основной экспозиции Нижегородского художественного музея и рассказываем о нём подробно. Ведь зачастую у посетителей нет времени уделить каждой картине должное внимание. Например, мало кто знает, кроме специалистов в сфере западноевропейской живописи, кто такой немецкий художник Вильгельм фон Каульбах. А это большой мастер, один из наиболее значительных представителей немецкой исторической живописи. И у нас в экспозиции есть его уникальное произведение - эскиз росписи Нового музея в Берлине, которая «погибла» во время Второй мировой войны».
В нашем городе полотно Шагала пробудет до 20 июля. Написанный более века назад шедевр имеет ограничения в экспонировании и хранении, поэтому неизвестно, приедет ли он ещё раз в Нижний. Возможно, посещение выставки одной картины великого мастера заставит вас стать чуть ближе к пониманию и познанию всего его творчества, которое уже много лет не оставляет равнодушным миллионы людей по всему миру.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть