Примерное время чтения: 6 минут
165

Тенора на любой вкус

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 01/02/2012

12 февраля арт-проект «Тенора ХХI века» впервые выступит в Нижнем Новгороде. Кстати, отец руководителя коллектива Дмитрия Сибирцева - известный оперный певец Александр Сибирцев, полвека назад работал в нашем оперном театре!

Дмитрий Сибирцев рассказал о рождении и бытии «Теноров».

Собраться и петь что хочется

- Дмитрий Александрович, как вы, пианист, пришли к мысли осуществить такой проект?

- Просто замечательные солисты, каждый из которых - состоявшаяся звезда оперной сцены и яркая индивидуальность, решили однажды: пора собираться вместе и петь то, что им хочется. Слушатели, которые приходят на наши концерты, знают, как выстроены программы: у каждого тенора по два-три блестящих сольных номера и лишь несколько песен - вместе. В качестве подарка зрителям (улыбается). Слова «ансамбль» и «хор» для нас - ругательные, в контексте проекта неупотребляемые.

- О вас в шутку говорят: «Дмитрий Сибирцев собрал столичные оперные сливки в одном музыкальном коктейле». Какие голоса преобладают в вашем «коктейле»: ди грациа (лирические тенора), ди форца (драматические)? Или же у вас были свои критерии при формировании коллектива?

- Прежде всего в проекте собрались профессионалы высочайшего класса и надёжные друзья. Те, кто в момент недомогания, нервного напряжения или минутной неуверенности всегда поможет товарищу на сцене.

Открою небольшой секрет: многие очень неплохие исполнители пытались петь вместе с «Тенорами». Но как только я видел, что проект начинает расцениваться ими лишь как дополнительный заработок, этот человек больше не выходил на сцену рядом с нами. А то, что у нас собрались разные типы теноров - от россиниевского, звонкого и грациозного, до драматического, - только расширяет репертуарные возможности нашего коллектива.

- У всех певцов коллектива основательная академическая вокальная подготовка, они поют в ведущих театрах столицы, много гастролируют…

- С каждым певцом я познакомился либо на международном конкурсе, где аккомпанировал, либо на спектакле или концерте. Все солисты сделали очень достойную карьеру в своих театрах: Большом, «Новой опере», Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-опере».

Сначала нас было пятеро: я, Миша Урусов, Максим Пастер, два Александра - Богданов и Скварко, потом приехал из Владивостока Эдик Семёнов, в 2007 году к нам присоединился Саша Захаров. Полтора года назад, когда мы трагически потеряли Эдика (у Эдуарда остановилось сердце за день до сорокапятилетия. - Прим.авт.), с нами стали работать Георгий Фараджев, Сергей Писарев и Александр Островский.

Начинаем с классики 

- Как бы вы определили жанр, в котором работаете?

- Никак. Мы не работаем в одном строго определённом жанре, а делаем разные программы. Это и опера в сопровождении фортепиано или оркестра в акустических залах, и многочисленные программы - романсов, неаполитанских песен, латиноамериканского танго, вечера классической оперетты. Мы помним и любим лучшие образцы советской песни и произведений, написанных во время войны, и также делаем концерты на их основе. Сейчас появилось ещё одно направление, авторское - песни, которые пишутся только для нашего проекта.

- Несмотря на «юный возраст» - всего-то 5 лет, ваш коллектив успел создать десять программ, побывать во многих странах. С какой программой вы познакомите нижегородцев?

- Когда мы приедем в Нижний Новгород, нам уже «стукнет» шесть… Что до программы, мы всегда начинаем с классики. Поэтому наша первая программа для нижегородцев состоит из оперных арий, фрагментов оперетт, неаполитанских и испанских песен. Но будут и сюрпризы.

- Есть ли у вас предпочтения - классика, популярная музыка - или при выборе репертуара руководствуетесь своими пристрастиями? К мнению участников проекта прислушиваетесь?

- Я никогда не обойду вниманием желание того или иного певца в нашем проекте спеть то, о чём он мечтает... И, кстати, имейте в виду, что для многих певцов иные вокальные номера остаются несбыточной мечтой на всю жизнь. Вот, например, во многих оперных гала-концертах ребята поют только те арии, которые никогда в своих театрах не пели. Главный закон - петь только то, что получается у нас, а по трудности соответствует нашему названию, ко многому обязывающему.

Великолепная семёрка плюс один

- Руководитель легендарного «Хора Турецкого» признавался, что присутствие на сцене считает для себя обязательным. Вы не только концертмейстер, вы иногда также поёте - и тогда «великолепная семёрка» превращается в октет.

- Каждый музыкант нужен на сцене только тогда, когда он на своём месте. Сольный концерт Александра Захарова или Максима Пастера под аккомпанемент Дмитрия Сибирцева - это тоже арт-проект «Тенора XXI века». Всё зависит от программы!

Если по замыслу нужно четыре солиста - на сцену выйдут четверо, потребуется один человек - значит, будет один, а если мы нужны все вместе, нас будет девять. Надо понимать, что сегодня мы трио, а завтра - секстет. Иначе получится, как у Леонида Ярмольника, который вёл один из сборных концертов и объявил нас следующим образом: «На сцене - квартет «Тенора XXI века». А мы вышли впятером, да ещё с нами девушка была, с которой мы «Застольную» из «Травиаты» пели.

- Ваш проект уверенно занял специфическую музыкальную нишу, и, пожалуй, у вас нет конкурентов: ваш коллектив неповторим.

- У нас есть одна, она же главная творческая задача - радовать людей и самим получать удовольствие от того, что мы делаем. Мне кажется, что пока у нас это получается. Очень надеюсь, что получится и в Нижнем Новгороде.

Мария Федотова, Владимир Шлыков

Редакция благодарит за содействие «Нижегородконцерт».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно