Примерное время чтения: 5 минут
887

Соцгород должен был воспитать новых людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 23/11/2011

Невероятные улочки

Звучит меланхолическая музыка. Долго, долго можно бродить в полумраке кирпичных сводов по этим невероятным улочкам, слегка улыбаясь «местным», удивляясь смелым, чётким красотам и беспечному размаху построек.

Удивление возрастает, когда выясняется, что шикарно инсталлированный райончик скомпонован из снимков, сделанных в сугубо промышленно-рабочих районах - соцгородах Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.

«Коммунальный авангард. Социальная утопия в архитектуре 1920-1930-х гг.» - так называется проект Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), посвящённый двум крупным национальным русским утопиям. Русский авангард занимался строительством города нового типа, а сталинский тоталитаризм предполагал, что сказка сделается былью.

В фокусе современного художественного исследования оказался соцгород - пример комплексного подхода к созданию нового быта и нового человека. Неземная музыка создавалась опять же из вполне реальных звучаний - собранных на диктофон звуков заводов и улиц, впоследствии симпатично препарированных московским композитором-электронщиком Георгием Стефановым.

Соцгорода в СССР создавались как города будущего для новых людей - ни больше ни меньше. Впрочем, слово - участникам проекта.

«Хождение в народ»

Вот что рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Нижегородского ГЦСИ Елена Белова:

- У нас было две экспедиции, в Нижний и в Екатеринбург - настоящие экспедиции по типу фольклорных, только художественные. Мы исследовали соцгорода на месте, пользуясь каждый своими «инструментами»: кураторы формулировали смыслы и придумывали концепции, фотографы снимали здания и людей, каждый день приезжая в эти районы как на работу. Владислав Ефимов снимал архитектуру. Он далеко не в первый раз в Нижнем, так что город знает.

С жителями районов экспедиции активно общались. У фотографа Сергея Леонтьева, который снимал людей, свой художественный метод работы. Он выходит на место и очень долго, словно разведчик в засаде, высматривает персонажей, которые, как ему кажется, дадут тот самый единственный-уникальный-правильный кадр. Тем более что снимает он на плёнку - как, кстати, и В.Ефимов.

Так что мы ходили компанией и вступали в коммуникацию с местными жителями. Спрашивали: а знаете ли вы, что это за здание? И выслушивали в ответ кучу интересных историй. Потом, исключительно после личного разрешения, делались фотографии.

Признаться, если в родном Нижнем мы чувствовали себя комфортно и уверенно, то в Екатеринбурге мы были варягами. «Родных стен» не было, так что местами было страшно! Хотя нас не били и даже ничего не украли (улыбается).

Руины от «Баухауса»

Кстати, проект вообще начался с Екатеринбурга. Если точно, с того, что Е.Белову с Алисой Савицкой, сокуратором выставки, привезли на очень короткую, получасовую автобусную экскурсию по соцгороду Уралмаша... И они не смогли забыть этот район.

Да и в первый раз они показали выставку именно в Екатеринбурге, в рамках Первой индустриальной екатеринбургской биеннале. Показ проходил во Дворце культуры Уралмашзавода - блестящем с точки зрения архитектуры здании конструктивистского стиля, спроектированном, кстати, выпускником знаменитой немецкой архитектурной школы «Баухаус». Зрители принимали выставку на ура, несмотря на то что надолго лишенное дискотек население рабочего района вполне могло бы возмутиться…

Опыт показал, что на Автозаводе в Нижнем люди более счастливы и открыты, нежели на Уралмаше. Это объясняется историей заводов и, соответственно, районов. При том, что объективно оба соцгорода возникли сходным образом - были сформированы вокруг промышленных автогигантов примерно в одно и то же время, в начале 1930-х годов.

Только Уралмаш был де-факто закрытым предприятием, а горьковский автогигант выпускал миллионы автомобилей на всю страну, и потому судьба слегка обветшалого свердловского соцгорода отлична от уютного, благополучного соцгорода горьковского.

А могло быть иначе

Столичный гуру современного искусства В. Ефимов, влюблённый в конструктивизм и сталинскую неоклассику, вложил в проект частицу своей души.

- Мы берём образцы архитектуры и строим из них наш идеальный город, рассказывает Владислав. - Я был на Автозаводе много раз, и мне понравилось. Там чисто. Вполне безопасно - днём, разумеется. Там приятно находиться...

В.Ефимов говорит, что выставка - анализ будущего, которое не случилось по той причине, что мы - точнее, наши предки - его упустили.

А упустили мы очень многие вещи. Те же соцгорода, «немедленное счастье для всех», воспитание совершенного человека, социальные лифты - фактически всё то, что важно для развития общества.

- Но я-то хочу нового человека - человека воспитанного; я верю в то, что среда способна преобразить личность, хотя и прекрасно понимаю, что такое генетика, - говорит фотограф.- Вытащить человека из землянки, отмыть, обучить… И все его дети будут жить в светлом будущем.

Побывать в соцгороде мечты можно до 11 января ежедневно (кроме понедельника).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно