«Владимир», приготовиться! На Сенную доставили тоннелепроходческий щит

Анна Сингосина / "АиФ-Нижний Новгород"

В Нижнем Новгороде готовятся к запуску первого тоннелепроходческого щита. Его элементы уже начали доставлять на стройплощадку метро, расположенную на площади Сенной. Именно отсюда будут прокладываться тоннели в сторону площади Свободы, где расположится еще одна станция метро. Корреспондент nn.aif.ru побывал на площадке и своими глазами увидел, как идет стройка года.

   
   

Щит по частям

На стройплощадке будущей станции «Сенная» уже завершены работы по установке ограждающих конструкций, смонтированы 390 тонн креплений котлована, вывезено 28 тысяч кубометров земли, и земляные работы еще продолжаются. Кроме того, здесь завершено устройство монолитной плиты — на нее в дальнейшем будет монтироваться тоннелепроходческий щит, также забетонирована плита под монтажный кран, установлен портал для входа комплекса в породу

По словам генерального директора «ГУММиД» Андрея Левдикова, котлован на площади Сенной готов уже на 50%, его разработку планируется завершить до конца года. Кроме того, в планах вынос оставшихся сетей и работа по оборотным тупикам.

На площадку доставили ротор тоннелепроходческого щита диаметром 6 метров, юбку-оболочку, а также пять технологических тележек, с помощью которого будет вывозиться грунт на поверхность. Чтобы перевезти все остальные части щита, требуется 100 ходок большегрузных автомобилей и тралов.

Котлован готов на 50%. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Анна Сингосина

Впервые в России тоннелепроходческий комплекс будет носить мужское имя (станцию «Стрелка» строил щит «Татьяна» — Авт.). Подрядчик решил называть тоннелепроходческие щиты в честь великих людей России. Первый комплекс, который начнет работать именно в Нижнем Новгороде, получит название «Владимир» в честь крестителя Руси князя Владимира. Всего в проходке тоннелей будет задействовано три щита, правда, как назовут остальные, пока не сообщается.

Три щита на четыре тоннеля

Щиты будут запускаться по мере готовности монтажных камер и доставки и сборки элементов комплекса.

Как пояснил директор по внешним коммуникациям ГК «Мостпроект-3» Роман Зелиб, два щита пойдут с площади Сенной в сторону площади Свободы — один будет рыть правый тоннель, другой — левый. Но они пойдут не одновременно, а один за другим. Им предстоит преодолеть около 1,5 км.

   
   

Еще один комплекс будет двигаться со стройплощадки на улице Горького им навстречу. Здесь путь будет короче — около 700 метров, поэтому после проходки одного тоннеля щит разберут, перебазируют снова на улицу Горького и запустят для проходки второго тоннеля.

Работа ведется сразу не нескольких участках. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Анна Сингосина

Длина тоннелепроходческкого комплекса после сборки, которая займет не меньше месяца, составит около 80 метров, а вес 510 тонн. Как пояснил начальник участка Юрий Сигунов, управлять им будут специалисты из кабины управления щита: с помощью компьютеров они следят за соблюдением необходимых параметров.

Работа будет вестись круглосуточно, а локомотивная скорость такой махины — 250 метров в месяц. Как долго щит будет «разгоняться», будет зависеть от грунтов, через которые он пойдет. Землю будут после обработки грузить на пять технологических тележек и поднимать на поверхность.

Глубина тоннеля на площади Сенной будет 12 метров, в районе вентиляционной шахты, около ТЦ «Шоколад», щит уйдет на глубину в 24 метра, а на площади Свободы выйдет на глубине 11-12 метров.

Новые станции

После того, как оба щита начнут проходку тоннелей, на Сенной начнется строительство непосредственно станции метро. Станцию метро на площади Сенной начнут строить после того, как два тоннелепроходческих комплекса начнут проходку до площади Свободы.

Уже в ближайшее время заказчику работ планируется представить архитектурные проекты будущих станций.

«Архитектурные проекты станций разрабатываются, — сообщил Роман Зелиб. — В ближайшее время мы представим их заказчику, согласуем с руководством города и региона. Думаю, проекты будут обсуждаться и со специалистами, и с общественностью, после чего будут утверждены руководством города».

Журналистов заверили, что стоимость строительства метро, независимо от обстоятельств, пересматриваться не будет — по контракту она составляет 35,5 млрд рублей.