«Я человек с геном художества». Елена Крюкова — о тайнах мастерства

Елена Крюкова говорит, что у неё в голове созвездие художественных образов и тем на десять лет вперёд. © / Из личного архива

Пандемия у многих вызвала творческий кризис. У многих, но не у писателя Елены Крюковой. Она издала новые книги, полна новых идей и недавно стала лауреатом престижной литературной премии им. Н. Н. Благова. «АиФ-НН» узнал у Елены Крюковой, почему писателем становятся отроду и как от «царапок» на бумаге прийти к большой литературе.

   
   

И ноты, и буквы

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Елена Николаевна, есть мнение, что со своим творчеством к людям надо выходить, когда есть о чём сказать миру. Когда вы почувствовали, что время пришло?

Елена Крюкова: – Поспорила бы с этим утверждением. На мой взгляд, писателем, художником, музыкантом, актёром становятся отроду. Когда в тебе есть ген художества, всегда есть что сказать.

Другое дело, что каждый творческий человек к себе настоящему часто идёт долго. Совершенно необязательно быть мальчиком Пушкиным в Лицее. Великий поэт Арсений Тарковский первую книгу стихов издал в 57 лет!

С четырёх лет я много читала. Моей первой книгой была прабабушкина Библия на церковнославянском языке, а в восемь лет я уже читала «Марию Стюарт» Стефана Цвейга, «Суламифь» Куприна, рассказы Бунина. И меня, кстати, немало огорчают разговоры, что классические произведения могут негативно повлиять на развитие ребёнка и их надо исключить из школьной программы.

Тем не менее, долгие годы я профессионально занималась музыкой, хотя всё время писала: дневники, эссе, стихи. Помню, на втором курсе Московской консерватории привезла эти рукописи своему деду-пушкинисту, профессору Литературного института Михаилу Павловичу Ерёмину. У него учились поэты Николай Рубцов, Юрий Кузнецов. Многие авторы той поры прислушивались к мнению Михаила Павловича.

Дед прочитал мои рукописи и сказал: «Милашечка, всё это очень хорошо, но этого же мало, чтобы стать писателем. Твои «царапки» говорят мне о том, что ты очень одинока. Вот выйдешь замуж, родишь детей и забудешь эту дурь. У тебя есть музыка – великое искусство, открытые врата в небо!»

   
   

Я грустно деда выслушала, но писать продолжила. Это была потребность – выразить словом внутренний мир. Но... к себе как к литератору я буквально продиралась долгие годы. И здесь мне опять же помогли слова деда: «Когда научишься о себе писать кровью других, тогда станешь настоящим художником». Думаю, это о том, что в творчестве ты должен выразить страдания и радости других людей, а не только собственные. Словом, обнять душой и мыслью весь мир.

– Наш земляк, известный писатель Захар Прилепин в интервью говорил, что автора обязательно напечатают, если он пишет достойные вещи. Просто рассылать их надо не в одно, а в десять издательств. Вы согласны с этим?

– Помните, как у Андрея Вознесенского? «Мало быть рождённым, важно быть услышанным…» Но человек с геном художества будет творить всегда, пусть даже и не печатаясь в крупных издательствах. Это главное!

Сейчас много электронных площадок, где можно выложить свои произведения и таким образом обрести своего читателя. Если вам суждено выйти к людям со своим искусством, это обязательно произойдёт.

Творить «без костылей»

– Вам не кажется, что наличие социальных сетей, электронных платформ, где каждый может творчески выразиться, несколько снижает общий уровень литературного вкуса у людей?

– Не спорю, большинство текстов, которые мы видим на просторах Интернета, всё же дилетантские. Среди них есть проблески талантливых строк, образов, наблюдений, но в общем и целом это перепевы банальностей, штампов. Условно: «Гой ты, Русь моя родная, в поле васильки во ржи. Лучше я тебя не знаю, ты мне правду расскажи...». Или любовные вздохи и ахи. Или стихи другу к дню рожденья...

Раньше нечто подобное дворяне писали друг другу в альбомы. Причём все авторы были хорошо образованы, и тексты были более грамотными, чем современные. Это другой уровень культуры.

Но надо понимать, что в Интернете есть много достойных художественных и интеллектуальных пространств, где можно читать интересных писателей и воспитывать свой литературный вкус. Главное – их найти!

– Может быть, люди думают, что хорошим поэтом и прозаиком быть просто: пришла муза – и вперёд! Но вы, например, пишете произведения с богатой исторической основой. Это огромная интеллектуальная работа….

– Когда сажусь «рожать» историю, я должна сделать это неповторимо. Иначе получается (и некоторые исторические романисты так работают): ты берёшь документальный текст и начинаешь его художественно обрабатывать. А на выходе – вторичность.

На мой взгляд, писатель должен слоями накапливать внутри себя впечатления от документов, фактов, исторических событий. Вот когда ты настолько вживаешься в то пространство и время, о котором пишешь, то творишь без всяких «костылей». Ты стал этому свидетелем, поскольку сердцем и душой это пережил.

Как это удалось Маргарет Митчелл в «Унесённых ветром», хотя к роману по-разному можно относиться. Как удалось литературному гению Льву Толстому в «Войне и мире». Тут и знание истории, и семейные впечатления, и его личные полумистические видения. Как Толстой мог так потрясающе увидеть небо глазами князя Андрея Болконского, когда тот пал, раненый, в сражении под Аустерлицем?!

Кстати, сама я работаю не по стандартной схеме. Обычно писатель заканчивает большое произведение, отдыхает, а потом, потирая руки, берётся за новый замысел. У меня же есть эскизы многих вещей, и это замыслы примерно лет на десять вперёд – созвездие художественных образов и тем. Практически все замыслы я воплощаю в жизнь.

Евтушенко подарил крылья

– Вы сегодня сотрудничаете с крупными издательствами, вы лауреат многочисленных литературных премий. Вам важна не только любовь читателей, но и признание коллег?

– После того как стихи напечатали в крупных литературных журналах и меня заметили поэты Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Анатолий Жигулин, за спиной выросло не два, а 22 крыла!

Что касается литературных премий... Есть авторы, которые отправляют туда работы, но, не попав в список лауреатов, начинают ругать сам институт профессиональных наград. Мол, это пережиток прошлого, и там сплошь духовная коррупция. Это печально, да, но это единичные случаи.

Считаю, что благодаря профессиональным премиям у нас есть полная картина современной русской литературы. И что скрывать – на лауреатов премий обращает внимание более широкий круг читателей.

– Как вы считаете, должен ли человек искусства быть общественным, а порой и политическим деятелем?

– Какую пользу я приношу людям? Третий год подряд делаю проект «Мастерская Крюковой». Это цикл лекций по литературной технике, культурологии, бытию современного писателя для всех неравнодушных к слову. Я преподаю основы писательского искусства студентам.

Под моим крылом ряд нижегородских библиотек, совместно с которыми мы делаем творческие концерты и встречи. Помогаю журналу «Нижний Новгород» и альманаху «Земляки», отыскивая в необъятной России новых интересных авторов. Я, дочь и жена художника, работаю над созданием живописных выставок и арт-проектов. А политика, да, присутствует в моих произведениях. Но я изображаю её как художник. Это всегда важная часть жизни, куда же без неё…

Мне иногда задают вопрос: «Крюкова, когда же вы пишете свои книги? Вы же постоянно куда-то едете, выступаете, все время на публике!» Ответ мой таков: «У меня штепсель всё время включён в розетку! Я же родилась с геном художества!»