«Вешайте трубку». Как не впустить телефонных мошенников в свою жизнь

Как распознать лжесотрудника банка? Когда можно вернуть похищенные с банковской карты деньги? Об этом и многом другом «АиФ-НН» рассказал начальник 5 отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Нижегородской области Артём Фролов.

   
   

Разговора не будет

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Артём Петрович, прежде всего, откуда у мошенников такой обширный доступ к базам персональных данных граждан?

Артём Фролов: У нас слишком много организаций, где хранятся личные данные граждан в электронном виде, – начиная с магазинов, где мы оформляем скидочные и накопительные карты, заканчивая банками, государственными фондами, сотовыми операторами. Эти базы данных и могут оказаться в руках злоумышленников.

– Какие схемы обмана граждан сейчас самые популярные у телефонных аферистов?

– Звонит сотрудник банка и говорит, что по вашему банковскому счёту или карте проходит некая сомнительная операция. Вам предлагают что-то сделать, чтобы эту банковскую операцию остановить.

Потом есть несколько путей развития событий. Первый: вас, под различными предлогами, убеждают сообщить все свои пароли, необходимые для дальнейшего перевода денег с вашей карты. Второй вариант: просят по ссылке установить на телефон или компьютер программу, которую звонящий позиционирует как антивирусную. На самом деле программа позволяет удалённо управлять вашим телефоном или компьютером и списывать деньги с банковского счёта. Третий вариант – вас просят снять в банкомате все деньги со своей карты и перевести их на якобы защищённый или резервный счёт, данные которого вам сообщат.

– Как всё же распознать мошенника?

   
   

– Реальные банковские сотрудники при возникновении каких-либо вопросов по телефону могут только рекомендовать вам подойти с паспортом в ближайшее отделение банка. А когда вас по телефону даже просто просят назвать фамилию, имя или какие-нибудь персональные данные, данные карты – будьте уверены, это мошенники! Сразу кладите трубку и прекращайте разговор.

Не раз бывали случаи, когда люди продолжали беседу, давали понять, что им звонит аферист. А тот в ответ называл все их персональные данные, вплоть до паспортных данных и места прописки. И тогда жертва верит, что такая информация может быть только в банке, и на всё соглашается.

Бывает, сразу после прекращения беседы жертве звонят с телефонов, номера которых похожи на номера районных отделов полиции или даже ГУ МВД и убеждают: вам звонил реальный сотрудник банка. Тоже уловка мошенников!

– Каков среднестатистический портрет жертвы телефонных злоумышленников?

– Если при контактном способе мошенничества жертвами чаще становятся пенсионеры, то по телефону мошенникам могут поверить абсолютно все, кто владеет банковскими счетами и картами, – от студентов до пожилых людей.

Более того, ни от чего не застрахованы и сами сотрудники банков, и работники правоохранительных органов. На моей памяти были жертвы мошенников главбухи крупных фирм, специалисты отделов по экономической безопасности в больших холдингах.

Аферы по телефону проворачивают тоже самые разные люди. Это могут быть и ранее судимые лица, и студенты, которые нуждаются в деньгах, и представители цыганского этноса.

Звонок из Австралии

– Применяют ли злоумышленники по телефону какие-то формы гипноза?

– Эти люди знают человеческую психологию, они хорошо и уверенно говорят, отлично владеют банковской терминологией. Мошенническая схема устроена так: сначала вы можете разговаривать с одним «сотрудником банка», потом вас переключают на другого – полная имитация работы колл-центра. Это очень подкупает людей. Помню, одна нижегородка совершила за день 98 операций по банковской карте и перевела мошенникам 2,3 млн рублей!

– Если вы стали жертвой телефонных аферистов, что делать дальше?

– Вам надо обратиться в отдел полиции по месту пребывания или жительства с копиями документов из банка или скриншотами с телефона, подтверждающими факт перевода денег. Также понадобится детализация входящих звонков, чтобы было понятно, с какого номера они поступали. Если вы сообщили аферистам все данные банковской карты, то её надо немедленно заблокировать и перевыпустить, чтобы предотвратить дальнейшие хищения.

Мошенники могут успешно орудовать не один год. Но когда их наконец задерживают, то отрабатывают все транзакции по найденным банковским картам, устанавливают потерпевших. Поэтому положительный результат по заявлениям может быть спустя длительное время. Самое главное – в любом случае официально обратиться в правоохранительные органы.

– Почему так сложно раскрыть телефонные мошенничества?

– Злоумышленники используют различные современные технологии, в том числе IP-телефонию. Она позволяет, например, находясь в Австралии, звонить как бы с обычных нижегородских и московских городских или мобильных номеров. Также мошенники пользуются программами, которые меняют их телефонный номер на реально существующие номера тех же районных отделов полиции. Установить, откуда и кто на самом деле звонил потерпевшему, сложно.

Не забывайте, что у нас есть закон «О банках и банковской деятельности», там закреплена тайна банковских операций, под неё попадает информация о счетах и вкладах клиентов. Поэтому получить такую информацию правоохранительным органам не так-то просто.

Сейчас МВД России предлагает законодателям упростить механизм подачи запросов в банки, сократить сроки ответов от банковских структур. Жулики могут украденные деньги десятки раз переводить с карты на карту разных банков, и на это им надо 15-20 минут. А сколько времени требуется полиции, чтобы в каждый банк написать запрос и получить ответ?

Спасибо, что в тюрьме

– Сами банки борются с попытками мошенников использовать их финансовые продукты?

– У большинства банков есть антифрод-мониторинг — система, предназначенная для оценки финансовых транзакций в Интернете на предмет подозрительности. Система даёт рекомендации по дальнейшей обработке таких транзакций. Например, она отсекает операции, которые не свойственны держателю карты.

Поверьте, если бы не было профилактической работы полицейских и системы антифрод-мониторинга у банков, то потерпевших в той же Нижегородской области были бы не тысячи, а десятки тысяч.

– Кроме телефонных афер, сейчас распространены и мошенничества в сети Интернет. Там действуют свои схемы обмана?

– Поле деятельности для аферистов – крупные сайты бесплатных объявлений о продаже товаров и услуг. Здесь мошенника можно вычислить по срочному требованию предоплаты за товар, даже если вы предлагаете ему встретиться лично.

Популярна и схема кратко-срочного интернет-магазина с низкими ценами. Там с вас требуют 100%-ную предоплату товара, вы переводите деньги – продавец исчезает. Прежде чем покупать что-то на таких площадках, прочитайте отзывы о них в Сети. Если отзывов нет, это тоже повод насторожиться.

Аферисты искусно создают и сайты-двойники. Визуально ресурс выглядит как реально существующий известный официальный сайт, разница лишь в доменном имени. Здесь надо быть особенно осторожными.

– Реально ли пострадавшим от телефонных и интернет-мошенников вернуть похищенные у них деньги?

– Если при задержании мошенников у них не обнаруживают украденных средств, то после приговора суда в пользу потерпевших реализуют имущество, зарегистрированное на осуждённых. Бывает, что злоумышленники ещё во время следствия сами возмещают потерпевшим потери, потому что это будет смягчающим фактором при вынесении судебного приговора. Некоторые потерпевшие довольны даже тем, что жулик оказался в тюрьме…