Когда и почему увлечения переходят в страсть и чем это грозит близким?
Квартира-музей
Квартира семьи нижегородцев Тагирских всегда больше напоминала музей: картины, старинная мебель, ковры, фарфоровые статуэтки, хрусталь... Объяснение столь изысканных интерьеров - в яром увлечении главы семьи антиквариатом.
Не жалея сил, времени и денег, мужчина пополнял свою коллекцию. Супруга страсть мужа не особо разделяла, но и не роптала, чуть ли не ежедневно смахивая пыль со старинных мелочей, покорно полируя дореволюционные комоды и шкафы из карельской березы. А вот дочкам, Лене и Алине, в квартире-музее жить было не слишком комфортно: почти всё пространство было подчинено вещам, а не людям.
«Бегать по квартире нам запрещалось категорически, - вспоминает старшая сестра Елена. - Дорогой хрусталь угрожающе звенел из сервантов, стоило нам с сестрой расшалиться. Неизвестные дяди и тети со старинных портретов грозно смотрели на нас, как бы осуждая за громкий смех. О том, чтобы завести домашних животных речи вообще не было: не дай бог, котик испортит старинную мебель! Гостей, особенно наших сверстников, у нас тоже не жаловали: вдруг вазу разобьют».
А вот младшая Алина вспоминает детство с большой теплотой. Она признаётся: именно увлечение отца антиквариатом сформировало её тонкий художественный вкус и, в конечном итоге, определило будущую профессию.
«Папа не был бездумным собирателем старины, - говорит Алина. - Он знал много об истории этих вещей, об их художественной, а не материальной ценности. Мы долго бродили с ним по комиссионным магазинам, выискивая на полках прекрасные вещицы. Иногда ездили к таким же, как отец, увлечённым коллекционерам. Какие интересные, умные беседы вели друг с другом эти люди».
Алина стала искусствоведом. Именно увлечённый отец научил её видеть за каждой старинной вещью её судьбу, понимать, что это не просто украшение интерьера, а отголосок давно ушедшей эпохи, где творили великолепные мастера. Сегодня у Алины ещё и собственный антикварный салон.
«Конечно, старшей сестре и маме любовь отца к антиквариату не всегда была по душе, - рассуждает Алина. - Но когда отца не стало, ни у кого даже мысли не возникло распродать коллекцию! В каждом предмете жила частичка теперь уже папиной души. Эти вещи стали нашими семейными ценностями».
По горам, по лесам…
Увлечение туристическими походами передалось нижегородцу Андрею Новостнову, что называется, с молоком матери. Женщина смело покоряла горные реки и склоны, несмотря на интересное положение. Отцом будущего малыша был один из друзей по походной жизни, не особо желавший обременять себя семейными узами. Первые детские воспоминания Андрея тоже связаны с запахом леса и костра, с долгими пешими переходами от стоянки к стоянке, с песнями под гитару под чёрным куполом звёздного неба.
Проблема была лишь в том что, возвращаясь домой, мама не желала отказываться от аскетичного туристического быта. Даже в городской квартире спали в спальных мешках, ели кашу да макароны с тушёнкой, одевались: хоть завтра в лес или горы. Все деньги женщина тратила на снаряжение для очередного путешествия.
«Мама жила от похода до похода, - уверен Андрей. - Обычная жизнь её вообще не интересовала. Помню, однажды зимой она даже разожгла костёр прямо в комнате - соскучилась по огню. Мне такое поведение странным не казалось, а вот у других людей вопросы, конечно, возникали».
Став старше, из-за проблем со здоровьем потеряв возможность ходить в долгие походы, мама Андрея начала топить тоску по туристической романтике в алкоголе и рано умерла.
Но Андрей стал верным последователем материнского увлечения. Кровати в квартире по-прежнему нет, но есть надёжный спальник. Каша с тушёнкой для мужчины вкуснее самого изысканного деликатеса, а деньги он нехотя зарабатывает только для обслуживания нужд своего увлечения.
«Я фанат сплавов по рекам, - рассказывает мужчина. - Весь год прямо в квартире строю плот, а летом на нём отправляюсь покорять новый водный рубеж. Счастлив только вдали от цивилизации. В городе у меня начинается депрессия, а следом - проблемы с алкоголем. Весь в мать»
Увлечение Андрея разделяет только его старинный друг. Была жена, родился сын. Но разве тихое семейное счастье заменит яркие всполохи костра, порывы свежего ветра в обгоревшее на солнце лицо и плеск воды за бортом самодельного плота?
Другая реальность
Марина Локоткова, психолог:
- По большому счёту, любое увлечение человека говорит о том, что у него есть определённые склонности, способности плюс потребность нервной системы к переключению. Занимаясь ежедневным рутинным трудом, мы утомляем определённые нервные центры, и они нуждаются в разгрузке. Стремление сменить одну деятельность на другую вполне нормально.
Но при особом устройстве нервной системы появляется склонность чрезмерно увлекаться каким-то делом, просто проваливаться в него, также получая определённую стимуляцию клеток мозга. И такие сверхувлечения - всё же отклонения от нормы. В какой-то момент психика, научившись переключаться от семейных, рабочих проблем на зону увлечений, искусственно уходит от реальности. Это могут быть первые признаки тяжёлого депрессивного состояния
Близким необходимо откровенно поговорить с чрезмерно чем-то увлечённым человеком. Задать вопросы: чего тебе не хватает, почему ты чувствуешь себя несчастливым, что мы можем для тебя сделать?
К сожалению, мы не всегда можем скорректировать ситуацию, находясь в ней. Бывает сложно без помощи психолога, психиатра просчитать мотив, который стимулирует уход от реальности. Надо обращаться к специалистам, особенно когда увлечения начинают разрушать реальную, социальную жизнь человека.
Смотрите также:
- Столько лет, а принца нет! Почему успешные женщины не могут выйти замуж →
- Любовь со второго взгляда. Стоил ли входить в одни отношения дважды? →
- Наталья Халезова: митинг во хмелю или Гайд-парк на теплотрассе →