Педагог-просветитель. Нижний Новгород простился с Ривой Левите

   
   

Ранним весенним утром умерла в больнице Рива Яковлевна Левите. Легенда театральной России, великая женщина и великий педагог, хранительница театральной школы страны, она воспитала более тысячи учеников.

«Спасибо, что была», — откликнулась на невосполнимую потерю актриса театра и кино Наталья Павленкова, птенец гнезда Ривина.

Каждого впускала в свою жизнь

В минуты прощания на Бугровском кладбище из серых мартовских облаков неожиданно выглянуло яркое солнце и озарило ее улыбающуюся фотографию. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» — эти слова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» она напомнила на церемонии вручения ей знака Почётного гражданина области. В символическом смысле эти слова озаряли всю её жизнь.

Есть люди, глядя на которых, не возникает и мысли о чём-либо, кроме величия и бессмертия. Просто веришь, что они будут всегда, и робеешь от собственного восхищения. Корифеи. Небожители.

За каждое из этих искренних, но пафосных слов Рива Яковлевна подняла бы на смех. Самоирония не изменяла Риве Левите до последних дней её грандиозной жизни. Блестящая ирония, острый ум и цепкая память: она помнила все телефоны и бесконечные истории своей удивительной жизни. Но главным своим качеством называла выдержку, свойственную людям её поколения.

Она прожила почти век. И весь этот свой двадцатый век унесла с собой: памятную с детства московскую Сухареву башню петровской архитектуры, и письма Лемешеву, ещё на бумаге, в конвертах, и драматическую студию Юрия Завадского, и «заговор молчания» на школьных уроках в тридцатые годы, когда все держали по себя ночные исчезновения родных, и было принято ничего о себе не рассказывать. Наверное, с тех пор она никогда и ничего не боялась.

   
   

Не передать словами, как её обожали. Сказывалось осознание масштаба её личности и удивительное свойство впускать в свою жизнь каждого человека как родного. Пусть на двадцать минут — но как долгожданного, близкого, с усаживанием за стол, с чаепитием, фруктами, с уютно окутывающим человеческим теплом. «Удивительно, но за все годы общения она ни разу не сказала ни о ком ни одного плохого слова. Все люди - удивительные, чудесные и т. д.», — призналась одна из её давних близких знакомых.

Уроки Левите

Даже мимолетное общение с ней западало в память. Журналистка Евгения Морозова однажды зашла в театральное училище на занятие по сценическому движению, которые вела подруга. И… «И тут откуда ни возьмись - она. Клянусь, у меня было ощущение, что это вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и Васса Железнова одновременно. Порода, достоинство, такт. Поворот головы в мою сторону: «А вас я где-то видела (почему-то улыбнулась самыми уголками рта)… Вот и вся встреча! Но мне ещё тогда пришла в голову мысль, что таким людям совсем необязательно говорить. Молчит — а трепет пробирает», — рассказала коллега.

Режиссёр-педагог, свой последний мастер-класс Рива Левите дала за три недели до кончины, оставив студентам-первокурсникам неизгладимые впечатления. Три пары мастер-класса! Как говорили потом дети, «всё о том же, но из её уст это воспринимается по-особому».

Один из её учеников Валерий Николаевич Галендеев, ныне профессор, доктор искусствоведческих наук, заведующий кафедрой сценической речи РГИСИ, вспомнил, как мастер его курса Николай Александрович Левкоев в театральном училище представил группе нового педагога, режиссёра ТЮЗа Риву Яковлевну Левите. Началась работа над пьесой «Снежная королева» Шварца. «Она начала. В отличие от других репетиций, это были разговоры, беседы. Непривычно. Не помню ни одного её показа. Возможно, их не было вообще. Мне кажется, она не была озабочена развитием наших индивидуальностей. В сущности, она давала схемы, несложные и внятные. Я играл две роли: Советника и Сказочника. Это были две совершенно различные схемы, и, мне кажется, я мог бы, воспользовавшись ими, сыграть эти роли и сейчас. В меру отпущенного дарования, но чётко. Говоря о схемах, я не имею в виду интонации и жесты – скорее, логику и мотивы поступков и речей. Позже я наблюдал её работу над «Чайкой» на курсе Е.Д. Табачникова. Мне её работа напомнила планомерное освещение темных углов, не пьесы скорее, а студенческого сознания. А оно, в основном, из таких углов и состояло…»

«Видимо, уроки Левите на меня повлияли, - продолжает Валерий Николаевич. - Мне по душе фигура педагога-просветителя, каким она, несомненно, была. Хотя эта лишь одна из её черт. Я не исключаю, что, простившись с Ривой Яковлевной, Нижегородское театральное училище простилось с собственной эпохой Просвещения».

Досье «АиФ-НН»

Рива Яковлевна Левите родилась 1 октября 1922 года.

Театральный режиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РФ (1994). Лауреат премий им. К.С. Станиславского, Н.И. Собольщикова-Самарина, М.И. Царёва и др. Почётный гражданин Нижегородской области (2017).

Выросла в Москве. Училась в Московском юридическом институте. В 1945 году окончила студию под руководством народного артиста СССР Ю. А. Завадского (при театре им. Моссовета), а в 1950 году — режиссёрский факультет ГИТИСа (курс народного артиста СССР Н. В. Петрова).

Дипломный спектакль ставила в Русском ТЮЗе г. Тбилиси. Работала режиссёром в Омском (1950-1953) и Саратовском (1955-1958) академических театрах драмы, с 1958 года — в Горьковской филармонии. В 1959-1982 годах — режиссер Горьковского ТЮЗа. С 1962 года педагог Горьковского театрального училища по совместительству. С 1982 года работала только в театральном училище (в настоящее время - Нижегородском театральном училище им. Е.А. Евстигнеева), была зав. отделением «Актер драматического театра», руководителем курсов, мастером.

С 1951 года была женой народного артиста РСФСР Вацлава Дворжецкого (1910-1993), сын - заслуженный артист России Евгений Дворжецкий (1960-1999).

Смотрите также: