Из любви к истории. Почему нельзя допускать искажений событий прошлого

С помощью гаджетов можно не только развлекаться, но и узнавать много нового. © / Исторический парк «Россия – моя история»

Может ли интерес детей к науке, в том числе исторической, начаться с гаджетов? Почему в отечественных фильмах и мультиках Русью даже не пахнет? Об этом и многом другом «АиФ-НН» узнал у заведующего филиалом «Усадьбы Рукавишниковых» – мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» Даниила Семикопова.

   
   

Надежда на ЕГЭ

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Даниил Викторович, как в Нижнем Новгороде появился такой современный проект – «Россия – моя история»?

Даниил Семикопов: Девять лет назад в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» открылись временные мультимедийные выставки. Сначала по истории дома Романовых, потом по Рюриковичам. Выставки пользовались большим успехом, их пришлось несколько раз повторять.

Тогда и возникла идея сделать мультимедийный исторический парк. Первый парк открылся на ВДНХ. Потом мультимедийные исторические парки стали появляться по всей России. Нижегородский стал седьмым. Всего в нашей стране их планируют создать 25.

Во всех парках есть четыре мультимедийные экспозиции с одинаковым на 90 процентов наполнением: они посвящены Рюриковичам, Романовым и две – XX веку.

Но есть и обязательный региональный компонент. В случае с мультимедийным содержанием его создавали нижегородские историки, а оформляли технические специалисты из Москвы. Помимо этого, силами историко-архитектурного музея «Усадьба Рукавишниковых» был создан отдельный региональный зал, в котором есть и «живые» экспонаты. Ребятам они тоже очень интересны. Я могу сказать, что это такой маленький краеведческий музей, которого Нижнему Новгороду не хватает.

   
   

«Россия – моя история» – просветительский проект. Это попытка в интересной форме привлечь внимание прежде всего молодого зрителя к уникальной истории страны. Современное поколение выросло на гаджетах. Ему эта среда понятна и приятна. Хотя сейчас в планах – давать на площадке уроки по темам школьной программы.

– То есть расчёт на мультимедийность проекта себя оправдал?

– Есть дети и даже семьи, кто постоянно к нам возвращается: чтобы обойти все экспозиции, нужно много времени.

Но есть те, кому одной экспозиции со школьной группой хватило. На мой взгляд, здесь рассчитывать на 100%-ный эффект не приходится. Но я всё равно уверен: такая подача исторического материала детям нравится. Поверьте, мало кого оставляют равнодушными огромные интерактивные столы, цифровые книги, электронные викторины на ярких дисплеях.

У нас есть планы на Единый государственный экзамен по истории – в 2020 году он будет обязательным во всех школах России. Не скажу, что экспозиции все состоят из материала ЕГЭ, но как вспомогательное средство при подготовке к экзамену исторический парк можно смело использовать.

Ещё одна перспектива развития – это возможность периодически полностью менять темы экспозиций в парке. Традиционным музеям это сделать сложнее. Если посмотреть, сейчас в залах представлены экспозиции о политической и военной истории России, а затем мы сможем предложить зрителю большие выставки, например, о русской культуре.

От игры к учёбе

– Вам не кажется, что современные дети очень любят развлекаться и порой совершенно не готовы воспринимать что-то новое через традиционные способы познаний?

– Любой ребёнок любит игру, любит развлечения. Игра – это прекрасный метод обучения. Главное, чтобы этот игровой момент привлёк внимание и в дальнейшем послужил стимулом к более серьёзному изучению истории.

– Сегодня много говорят о слишком вольной трактовке истории России в школьных учебниках. На ваш взгляд, почему так происходит?

– Всё же история – наука, которая существует в интерпретации. К тому же любой школьный предмет – это практически всегда упрощение науки.

В парке «Россия – моя история» я бы интерпретацию эту назвал патриотически-государственной. Это некая попытка доброжелательно подойти к своей истории без излишнего скептицизма.

История России очень сложна – особенно всё, что связано с революцией 1917 года, Гражданской войной, репрессиями. Оценка этих событий может быть разной.

Более того, мы долгие годы жёстко критиковали историческое прошлое нашей страны. Но на одной критике далеко не уедешь, тем более в патриотическом воспитании. Авторы исторического парка старались выстроить объективную картину.

Получилось? Судить посетителям, а их у нас много. Всё же история должна быть фундаментом, на котором мы будем строить наше будущее.

Мы, кстати, открыты для критики. Например, бывает, сами зрители указывают на ошибки в некоторых фактах. Это огромный труд, очень живая работа, что-то действительно могли указать неточно. Исправляемся...

Диснеевские... богатыри

– Дети и по телевидению, и в интернете видят порой слишком вольную оценку исторических событий…

– Я против прямого искажения истории для любых целей. Например, когда говорят, что во времена сталинских репрессий расстреляно 20 млн человек… Известны точные цифры: в годы «великого террора» в 1937- 1938-м гг. были приговорены к высшей мере наказания более 600 тыс. человек. Много это или мало? Дальше начинается вопрос оценок. Они могут разниться, но цифры перевирать не надо.

А потом, история всегда будет использоваться в интересах идеологии. Недавно был день памяти Александра Невского. Но ведь все переломные эпохи вносили что-то новое в его образ. Святым его, как своего предка, сделал Иван Грозный, Невским – Пётр I, ему нужен был святой покровитель для нового города на Неве. Сталин признал Александра Невского великим полководцем. Был снят знаменитый фильм Эйзенштейна. Вышли научные публикации о том, что Ледовое побоище – главная битва Средневековья. Хотя историки знают, что по сути это был рейд Александра Невского на территорию Ливонского ордена, где князь разбил отряд рыцарей. Ничего глобального для истории России там не произошло. Всё, что было показано в фильме Эйзенштейна, от начала до конца – идеология. Стало понятно, что столкновение с фашистской Германией неизбежно. И этот фильм сыграл свою огромную идеологическую роль в Великую Отечественную войну.

Надо всегда опираться на первоисточники и понимать, что, если по телевизору или в интернете кто-то что-то говорит, это не истина в последней инстанции! Вас могут использовать в своих интересах.

– С чего у ребёнка начинается любовь к таким сложным гуманитарным наукам, как история?

– Наш мультимедийный исторический парк не заменит книг и хороших учителей. Для меня любовь к истории началась с педагога, которая очень интересно рассказывала об античности. Она меня заинтересовала, я стал читать про эту эпоху, а потом увлёкся уже историей России.

На мой взгляд, сейчас не хватает хороших детских книг по истории. Ну, и правильных мультимедийных продуктов...

Если посмотреть на ту же нашу мультипликацию, её создатели пошли по диснеевской стезе, снимая фильмы про русских богатырей. В итоге, как у Диснея не вышло, а вот опошлить всё получилось запросто: утрачена специфика эпохи.

Молодёжь больше ориентирована на кино. Почему же мы за государственные деньги снимаем фильмы о нашем прошлом, которые его порочат? Ладно если вы критикуете некие исторические периоды, но зачем же откровенно врать? Спецэффекты мы снимать научились, но в фильмах утрачена историческая серьёзность…