Атомщик-краснофлотец. Вчерашние фронтовики ковали ядерный щит страны

В первом коллективе НИИИС (ныне филиал РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова») две трети сотрудников – фронтовики. Одному такому легендарному человеку, краснофлотцу Юрию Георгиевичу Пронягину сейчас 93 года.

   
   

«Суп с клёцками», и не только...

Юрий Пронягин в годы войны служил на Балтийском флоте, а в мирное время трудился в институте регулировщиком радиоэлектронной аппаратуры.

Сегодня он признаётся: на войну ушёл от голода и холода. Мать одна воспитывала Юру и двух его старших братьев. Жили бедно, а тут ещё война. До сих пор помнит вкус 300-граммового хлебного пайка, что дрожащими руками получал по карточке.

Братья ушли на фронт. В мае 1944 года по комсомольскому набору для Балтийского флота призвали и младшего Пронягина, хотя 17-летний парень тогда был всего полтора метра ростом.

«С такой радостью пошёл на службу, – вспоминает Юрий Георгиевич. – Страха не было, хотя мама плакала: какая война с таким ростом? А я в поезде, который вёз новобранцев до места службы, впервые за долгое время поел горячего и почувствовал себя абсолютно счастливым!»

Группу горьковских комсомольцев отправили в Кронштадт. Юрий попал в команду опытных тральщиков, которые ловкого новобранца ласково звали юнгой.

Ленинградская блокада была снята, и фарватеры, порты, причальные линии Балтийского моря очищали от мин, оставленных врагом при отступлении. В годы войны Балтийское море в шутку называли «супом с клёцками» – столько мин плавало в воде! На маленьких катерах КМ-7 тральщики оттаскивали их в безопасное место для разминирования. Работали день и ночь при любой погоде.

   
   

«Страшнее всего были магнитные мины, – продолжает Юрий Пронягин. – Они могли лежать на дне до года и неожиданно взрываться. Тралить их очень рискованно, случаев подрыва было много. Но мы не думали об опасности, понимая важность нашей миссии».

Ура! Победа!

Победный май Юрий Пронягин помнит, как вчера. Балтийские красноармейцы ждали: скоро враг падёт. При этом были готовы всем экипажем отправиться на сушу, на фронт, чтобы пополнить ряды редеющей пехоты.

«В ночь с 8 на 9 мая 1945 года стояли в Кронштадте у причала, – рассказывает Юрий Пронягин. – И тут со штаба флота пришла радостная весть. Все выскочили из кубриков на верхнюю палубу, стали кричать «Ура!». Включили прожектора и опоясали ими всё небо! Баянист вытащил баян, начали песни петь. Такая радость была – не передать!»

После безоговорочной капитуляции Германии Юрий Пронягин ещё 6 лет прослужил в команде траления на Балтийском море. Вернувшись к мирной жизни, в конце 1960-х приехал в Горький и устроился в институт. Теперь у страны были другие оборонные задачи. Став опытным сотрудником, бывший краснофлотец, а теперь атомщик, охотно передавал производственный опыт молодым коллегам.

В год 75-летия Победы Юрию Пронягину исполнилось 93 года. Он больше 60 лет душа в душу прожил с супругой Татьяной Ивановной, они воспитали дочь и сына, радуются внукам.

Не забывают ветерана и коллеги. В день рождения одним из гостей Юрия Георгиевича стал председатель совета ветеранов института Александр Смирнов: он поздравил именинника, передал наилучшие пожелания от руководства и сотрудников ведущего предприятия атомной отрасли страны.

Разрешите поздравить

Долгожданная победа выстрадана и завоёвана беспримерным подвигом миллионов советских людей – фронтовиков и тружеников тыла. Их бесстрашие, мужество, любовь к Родине, самоотверженность принесли нашей стране долгожданную Победу. Поздравляем всех с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне и искренне желаем мирного неба над головой!

Коллектив филиала РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова»