Ах, какая Шахунья! Где Иван Грозный обронил бочонок с золотом?

История Шахуньи начиналась с железнодорожной станции. © / Шахунский народный фольклорно-этнографический музей

Здесь искали клады, ткали красочные узорчатые сарафаны, а местные жители открывали учёным сакральные места марийского народа.    
   

Шахунья – город на самом севере Нижегородской области, который хранит в своей истории немало интересных фактов. Каких, «АиФ-НН» рассказала главный хранитель фондов Шахунского народно-этнографического музея Татьяна Осмирко.

На изменчивой реке

– Татьяна Николаевна, есть сведения, что по переписи населения в 1870 году починок Шахунья насчитывал всего 17 человек, но освоение этих мест наверняка началось намного ранее?

– В IX-XI веках эти места населяли марийцы, или «черемисы». Они селились по рекам Малая и Большая Какша.

Об этом свидетельствуют археологические раскопки Веселовского могильника в Шахунском районе. Далее русское население стало постепенно вытеснять марийцев с нажитых мест. Началось всё с села Хмелевицы – одного из самых древних поселений в Заветлужье. Первое упоминание о селе датировано 1644 годом. Известно, что в 1640 году из Кажировского монастыря ушла группа монахов вниз по Ветлуге. В 1644 году монахи построили келью-землянку на реке Большой Какше. На одной из пустошей монахов поразило обилие зарослей дикорастущего хмеля, «и назвали они эту пустошь Хмелевицей».

В 1661 году местность рядом с реками Большая и Малая Какша была пожалована царём Алексеем Михайловичем Романовым как вотчина Макарьевскому монастырю. Представители власти предлагали поселиться на новых местах и выискивали «крестьян вольных, людей добрых и семьянистых, ни тягловых, ни холопей, лес сечи, дворы ставити, земли пахати, покосы расчищати». Сюда бежали многие крестьяне от помещичьего гнета.

В шахунском музее хранится карта 1865 года, на которой уже обозначен починок Шахунья. Термином «починок» в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. В 1912 году был создан проект железнодорожной магистрали «Нижний Новгород – Котельнич», которая пролегла через наши места. Железнодорожная станция «Шахунья» появилась недалеко от одноимённого починка. Именно с этой станции и началась история нашего города.

   
   

– Откуда произошло название Шахунья?

– Версий много. На самом деле в этой местности протекала речка Шахунка, или Шагунка, кто как называл. О возникновении имени речки существует несколько версий: одна из них, что речка исстари была узкой, её легко было перешагнуть в любом месте; то есть этимология слова уходит корнями в древнерусские выражения «шахавый», «шегавый» – изменчивый, непостоянный. Речка была очень узкая и маленькая. Каждый раз, когда по весне после таяния снегов она меняла русло, приходилось переносить мостики. Есть версия, что реку за «переменчивый характер» называли Шалунья, а потом это ассимилировалось в Шахунью.

Жертвенный котелок

– Чем занимались местные жители?

– В основном сельским хозяйством и скотоводством. Женщины занимались ручным узорным ткачеством. Нити для ткачества местные ткачихи пряли изо льна. В 1972 году научно-исследовательский институт «Народные художественные промыслы» организовал экспедицию по Шахунскому району. Были обнаружены сарафаны, рубахи, пояса с невероятно красивыми узорами. Отличалась и техника ткачества. На ткацких станках есть ремизки, которые позволяют сделать рисунок более интересным и рельефным. Заводской станок в среднем имеет восемь ремизок. А у нас находили старинные домашние ткацкие станки с 16 ремизками, что говорит о высоком мастерстве шахунских ткачих.

– Вы упомянули о Веселовском могильнике. Что это за сакральное место?

– Веселовский могильник – это памятник археологии в Шахунском районе. Назван он в честь местного жителя Павла Веселова. В 1927 году на Пасху он решил выкопать основание для детских качелей. Копнул и обнаружил интересные предметы – поясок с подвесками и много чего ещё. Веселов решил отвезти найденные предметы в Ветлужский музей. В 1929 году на место, указанное Павлом Веселовым, решено было снарядить экспедицию. Раскопки провели без участия археологов. Тем не менее, вскрыли 13 погребений и по предметам, обнаруженным рядом с останками, определили, что захоронения – марийские.

У марийцев было несколько погребальных обрядов: ингумация (захоронение тела с вещами покойного в землю), кремация (захоронение праха с некоторыми вещами покойного). Если человек погибал где-то на чужбине и тело нельзя было захоронить в родных местах, брали его личные вещи, складывали в жертвенный котелок, делали над ним ритуальные обряды и захоранивали в землю. Это были дары богам, чтобы душа покойного спокойно перешла в мир мёртвых. Этот тип погребения называется кенотаф.

Последняя археологическая экспедиция из Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева приезжала на раскопки на Веселовский могильник в 2008 году. Тогда обнаружили ещё четыре погребения, относящихся к IX-XI векам нашего тысячелетия со множеством предметов марийской культуры». Всю коллекцию предметов передали в Шахунский музей. Это предметы из металла, кости, дерева, глины, кожи, относящиеся к орудиям труда, одежде, украшениям и оружию.

Из Веселовского могильника извлекли много уникальных предметов. Фото: Шахунский народный фольклорно-этнографический музей

 

Там, где живут легенды

– А что за история с загадочным бочонком с золотом, который обронил Иван Грозный в этих краях?

– На окраине Шахунского района есть деревня Малая Пристань. Якобы через неё проходила ратная тропа, по которой шёл Иван Грозный на Казань. Везли тогда воины много оружия, провизию, золото. И на переправе через реку Ваю бочонок с золотом обронили в омут. Иван Грозный рассердился, велел немедля бочонок этот поднять. Да только как ни пытались – достать не смогли… Вая – река глубокая и илистая, что упало – то пропало. Лежал бочонок с золотом на дне реки и долго не давал покоя кладоискателям.

Вообще, в те далёкие времена наши глухие места привлекали разбойников. В лесах, среди болот, на границе с Ветлужским районом есть Соловецкое озеро. Его не каждый опытный охотник найдёт. По одной из версий, название водоёму дали оттого, что добираться до него долго, как до Соловецкого монастыря. По другой версии, нарекли его по имени Соловья-разбойника.

По одной из легенд, в Соловецком озере спрятал свои сокровища разбойник Савва, промышлявший в здешних краях. Он со своей ватагой положил сокровища в большую просмолённую бочку и, приковав её цепями к стволу дерева, опустил в глубоководное озеро. Многие искали этот клад, но никак не могли найти. По легенде, трое кладо-искателей ровно в полночь нашли эту цепь. Но как только один из них взялся за неё руками, раздался громоподобный голос разбойника Саввы. Кладоискатели пустились бежать по лесу домой.

Некоторые смельчаки до сих пор приходят на это место в поисках клада. Местные краеведы считают, что по имени разбойника Саввы получил своё название посёлок Сява, расположенный недалеко от Соловецкого озера.

– Почему статус города Шахунья получила в тяжёлые годы Великой Отечественной войны?

– Рабочий посёлок Шахунья ещё до войны был крупным железнодорожным узлом. Сюда съезжались железнодорожники из разных областей России. В 1921 году в посёлке построили паровозное депо. Интенсивное освоение шахунских земель началось в 1930-е годы.

Во время войны в Шахунью массово эвакуировали людей с оккупированных территорий, и население значительно выросло. Была даже установлена санитарная норма жилплощади – 4 кв. м на человека. Остальная площадь использовалась для эвакуированных.

Поскольку население выросло, в 1943 году рабочий посёлок получил статус города. Кстати, Шахунья – единственный населённый пункт в Горьковской области, который стал городом в годы войны. Всего в СССР таких случаев тогда было около 60.

После войны стройка продолжилась. Шахунья – город первых пятилеток. Его не просто отстроили заново. Город догнал своих соседей – районные центры, которые существуют уже не один век.