Лучшие курсы английского языка: Кудрявцев М.В. о вопросах качества обучения

Михаил Кудрявцев, руководитель проекта https://www.study-express.ru/

   
   

 Москва, февраль 2014 

Наивно полагать, что ответ на вопрос о том, какие курсы английского языка лучше лежит на поверхности. А между тем, необоснованный выбор приведет к тому, что будут зря потрачены деньги, а что значительно хуже – время. Отчего кто-то мучительно учит английский язык годами, до самой пенсии, а кто-то, напротив быстро и уверенно развивает навыки владения английским языком до необходимого уровня и через год-два уже свободно говорит по-английски? 

Начиная работу в сфере обучения иностранным языкам в 1997 году, я не ожидал, что эта профессиональная сфера окажется столь интересной, глубокой и полной новых открытий. Не являясь преподавателем английского языка, я работал в области администрирования в одной из крупнейших международных языковых школ с множеством отделений в различных городах России. Мне пришлось познакомиться с особенностями  современных подходов преподавания английского языка и принципами успешной организации учебного процесса для того, чтобы решать стоящие передо мной задачи, в том числе и для того, чтобы уметь объяснять, что действительно важно в обучении английскому языку и за счет чего обучение может быть по-настоящему эффективным. 

Мне посчастливилось общаться и большим количеством преподавателей из самых разных стран мира и даже присутствовать на их уроках. В том числе и на закрытых корпоративных тренингах повышения квалификации преподавателей английского языка, проводимых супер-профессионалами экстра класса с мировым именем. Кроме всего прочего, за годы работы я имел возможность наблюдать прогресс учащихся, обучавшихся в разных форматах: в стандартных группах, минигруппах и полностью индивидуально, с различной интенсивностью и в различных языковых школах, в том числе – языковых школах англоязычных стран. Мой опыт и понимание сферы, в которой я работаю и по сей день продолжает обогащаться также за счет общения с Наталией – моей супругой и коллегой по проекту «Стади-Экспресс», которая одна из немногих русскоговорящих преподавателей английского языка получили британскую квалификацию CELTA Cambridge/RSA с оценкой «B» (выше среднего). 

Здесь нужно сделать отступление и рассказать об этом квалификационном стандарте. CELTA наряду с другими аналогичными квалификациями, как, например, ICELT, TESOL и IHC является международно признанным квалификационным стандартом для большинства современных школ английского языка по всему миру. Являясь первой квалификационной ступенью, в то же самое время CELTA аккумулирует передовой практический опыт преподавателей и дает преподавателю простые, но крайне практичные средства для планирования и проведения эффективных уроков, отсеивая все малоэффективно, вредное и несущественное. Для преподавателя с российским дипломом о высшем образовании CELTA может рассматриваться как курс  повышения квалификации, который позволит перенять передовой опыт зарубежных коллег, в разы увеличив эффективность работы. При этом количество проработанных до этого лет не имеет ни малейшего значения: можно всю жизнь преподавать по старинке, используя советские методики, но так и не понять те базовые принципы, которые позволяют обучать быстро и эффективно. 

Снова говорю: CELTA – это успешный опыт и самые эффективные техники преподавания, которые десятилетиями собирались путем анализа работы преподавателей по всему миру. Трудно себе представить, чтобы один человек, даже пусть гениальный, даже проработавший всю свою жизнь, сможет хотя бы приблизиться к тому пониманию, которое может дать совокупный опыт огромного числа профессионалов, просеянный через мелкое сито создателями стандарта CELTA, а в дальнейшем – экзаменационным синдикатом Кембриджского университета, который на сегодняшний день является владельцем этой марки. Во всяком случае, те русские преподаватели, которые не побоялись расстаться со своим «комплексом учителя» и рискнули пройти курс CELTA получили не только возможность преподавать английский в любой стране мира, но и увидели процесс преподавания с другой стороны, почувствовали, на сколько быстрее и результативнее можно учить своих студентов при помощи простых, казалось бы приемов. 

   
   

В конце 90-х в одной их своих статей я сформулировал принцип эффективного обучения: качество обучения складывается из квалификации преподавателя, методики и организационных факторов. В настоящий момент я не изменил своего мнения по этому вопросу (с одной небольшой оговоркой, о которой будет сказано ниже). Но при этом важно понимать, о чем здесь идет речь. Что мы понимаем под квалификацией, под методикой и под организацией конкретно и как отличить годное от негодного? 

Квалификация 

Относительно квалификации немало было уже сказано выше. Однако, важно понимать еще вот что: именно от преподавателя, т.е. иными словами от его стремления и умения хорошо и быстро обучать в основном и зависят успехи студентов (студентами принято называть всех, кто учит английский язык, вне зависимости от возраста и социального статуса – прим. автора). 

Из выше сказанного становиться видно, что квалификация преподавателя предполагает наличие у него не только уверенного уровня владения английским языком – это само собой разумеется. Значительно важнее – владение профессиональными приемами и техниками работы, наличие развитых навыков использования современных учебников английского языка, выпущенных ведущими британскими издателями. И этому нельзя научиться «из головы», нельзя дойти своим умом – необходим профессиональный тренинг, который сформирует необходимые практические навыки. А разве в российских вузах этому не учат и диплома о высшем образовании не достаточно – спросите вы? К большому сожалению нет. Наше образование дает массу теоретических знаний. И практически ни каких устойчивых практических навыков эффективной работы. И именно поэтому квалификация CELTA могла бы стать идеальным дополнением к диплому российского вуза. Как жаль, что очень немногие преподаватели готовы это воспринять! 

Говоря о квалификации или другими словами – уровне мастерства преподавателя, от которого в значительной степени зависят успехи обучаемых, нужно дать несколько наглядных критериев, чем хороший преподаватель отличается от плохого. Приведу четыре основных. 

Teacher Talking Time (TTT)

Преподаватель не должен говорить более десяти- пятнадцати процентов от времени урока, а лучше – еще меньше. Английский язык – это практический навык. И чтобы его развивать, необходима практика. Студенты должны иметь максимальную возможность говорить сами. 

Словарный запас и грамматика

Словарь и грамматика должны изучаться, но важно помнить, что они всего лишь инструменты, которыми нужно уметь пользоваться. Поэтому хороший преподаватель дает задания именно на развитие практических навыков: умений говорить, воспринимать на слух, читать и писать. Задания не фокусируются на словах и грамматике – это лишь элементы, которые является вспомогательным средством для развития языковых навыков. 

На первом месте - потребности студента

Хороший преподаватель готов учиться у своих студентов. Он интересуется своими студентами: чем они занимаются по работе, какой язык им нужен и каковы из цели.

И поэтому строит уроки так, чтобы каждый урок давал видимый результат. 

Мотивация

Хороший преподаватель должен уметь «заразить» студентов энтузиазмом, заставить их поверить в свои силы. Если студенты говорят о себе или о том, что их действительно интересует, английский язык дается им существенно легче. В этом случае они забывают, что изучают язык, но начинают использовать его по назначению – т.е. для выражения своих мыслей, для самовыражения. 

Методика 

Что же касается методики, то этот вопрос зависит (с одной стороны) от самого преподавателя – само по себе понятий «хороший преподаватель» предполагает, что он не станет халтурить. И не станет использовать неэффективные подходы. Однако чтобы провести эффективный урок необходимо тщательно подготовиться. Поэтому с другой стороны контроль за соблюдением технологии и работой преподавателя лежит на администрации языковой школы. Директор по обучению, а также его ассистенты мониторят работу преподавателей и следят за тем, как проводятся уроки, отслеживают успехи учащихся по репортам преподавателя и результатам промежуточных тестов. 

В настоящее время большинство языковых школ используют коммуникативный метод. Однако, одно только название не гарантирует эффективности использования технологии, самых передовых и тщательно продуманных учебных курсов, выпущенных ведущими британскими издательствами. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу о квалификации: преподаватель должен быть обучен применению коммуникативного подхода и работе с использованием современных британских учебников. А подтверждением наличия у преподавателя необходимого уровня навыков планирования и проведения эффективных уроков согласно установленным методикой стандартам как раз и служат такие квалификации, как CELTA, TESOL, IHC, ICELT, DELTA. 

Из этого видно, что вопрос о квалификационных стандартах и методика достаточно тесно увязаны друг с другом. И кроме того, становится понятно, почему квалификационным стандартам в этой статье уделяется значительное внимание. 

Организация учебного процесса 

Третий «кит», на котором строится технология качественного обучения английскому языку – организационная составляющая. Сюда я отношу как корректное распределение учащихся по уровням, так и минимально целесообразную продолжительность одного занятия и  необходимый объем учебных часов в неделю, количество человек в группе и состояние помещения, в котором проводятся занятия. Эти вопросы хотя и относятся к методике, но в большей степени зависят от администрации школы и совсем не зависят от преподавателя. Именно поэтому я выделяю их в отдельную группу факторов, влияющих на качество обучения. Неверное распределение учащихся по уровням или не корректное расписание занятий может свести на нет усилия любого даже самого высококлассного профессионала. И именно эти факторы чаще всего приносятся в жертву при необходимости оптимизировать расходы и повышать прибыль, что может быть свойственно некоторым не вполне добросовестным языковым школам - впрочем, как и привлечение низкооплачиваемых преподавателей, не обладающих необходимыми для эффективного обучения навыками. 

Дополнение к формуле эффективности 

Выше уже прозвучала мысль о том, что процесс обучения является двусторонним и поэтому от студента требуется определенная отдача – как во время урока, так и вне его. И именно самоподготовка является тем самым вышеупомянутым дополнением к формуле эффективного обучения. 

По опыту многих студентов известно, что контекст, в котором изучается английский язык имеет огромное значение. Очень важно стремиться к тому, чтобы сделать язык средством решения реальных практических задач в той сфере, которая имеет для вас важное значение. Чтение книг, новостей, прослушивание подкастов и радиопередач на интересующие вас темы делает изучение английского языка интересным занятием! Помните: вам не должно быть скучно. Занимаясь с интересом, вы достигните цели значительно быстрее, чем если занятия будут навевать на вас сон. Практикуйте языковые навыки, используя всю палитру имеющихся средств – не фокусируйтесь на чем-то одном. Как правило, каждая современная языковая школа имеет собственный книжный магазинчик, где можно приобрести адаптированные и неадаптированные книги, аудиокниги и современные интерактивные компьютерные обучалки для самостоятельной практики языковых навыков в свободное время. 

Лучшие курсы английского 

На первый взгляд может показаться, что автор данной статьи стремиться показать, что обучение английскому языку наиболее целесообразно в зарубежных языковых школах. Это не совсем так. Действительно, в языковых школах англоязычных стран курсы английского организованы в соответствие с методическими и квалификационными стандартами, контролируемыми государственными надзорными или независимыми аккредитационными органами. Но далеко не все языковые школы одинаково добросовестны. Есть немало примеров, и в том числе – среди широко известных мировых брендов, когда маркетинг и прибыль стоят на первом месте, а качество обучения и результаты студентов не имеют для владельцев школ ни какого значения. 

И вот тут мы переходим к вопросу о добре и зле. Ведь в конечном итоге каждый владелец языковой школы вынужден принимать решение: что он ставит на первое место – качество сервиса, обеспечивать которое порой бывает весьма затратно, или – экономические показатели. Конечно, могут быть и вполне сбалансированные решения, однако нам с вами важно не попасть к тем, кто в погоне за прибылью занимается профанацией, т.е. не учит, а только умело имитирует учебный процесс. К сожалению, в России таких языковых школ значительно больше, чем за рубежом. 

Успехи студентов – важнейший показатель качества работы школы. Но, отзывы типа  «мне понравилось» не могут являться верным критерием для оценки. Гораздо вернее говорят об успехах студентов их конкретные результаты: количество пройденных уровней за определенный промежуток времени, т.е. темп обучения. В этом смысле, зарубежные школы английского языка обладают значительным преимуществом. 

Снова может показаться, что сравнение в пользу зарубежных школ английского языка здесь приводится для того, чтобы подвести читателя к мысли о том, что учить английский целесообразно только в Великобритании, Канаде, США, Ирландии или на Мальте, а ни как не в России. На самом деле, я хочу сказать совсем другое. Не пытаясь  противопоставить страны, я хочу показать разницу в подходах и квалификационных стандартах. И это вовсе не приговор, а повод к тому, чтобы больше преподавателей английского языка – наших соотечественников стремились делать свою работу по-настоящему добросовестно, на уровне современных мировых требований, повышать свою квалификацию, получать международные сертификаты, подтверждающие их способность учить эффективно и быстро. На мой взгляд – это путь любого порядочного человека,  который уважает себя и тех, для кого он работает. Кто заботится о своей репутации. Ведь только тогда курсы «неумеек», которые можно найти на каждой улице превратятся в лучшие курсы английского языка!  

Рекомендуемые языковые школы: 

Старейшая школа иностранных языков в Лондоне

https://berlitz-london.ru/ 

Крупнейшая школа английского языка на Мальте

https://iels-malta.ru/ 

Ведущие школы английского языка на Мальте 

https://englishinmalta.ru/ 

Список литературы: 

Кудрявцев М.В. CELTA - повышение квалификации преподавателей английского языка // Стади-Экспресс.ру. [www.study-express.ru]. – Режим доступа: https://www.study-express.ru/article-3.htm 

Кудрявцев М.В. Курсы английского // Стади-Экспресс.ру. [www.study-express.ru]. – Режим доступа: https://www.study-express.ru/article-41.htm 

Кудрявцев М.В. Английский язык от нуля до свободного владения - уровни обучения // Стади-Экспресс.ру. [www.study-express.ru]. – Режим доступа: https://www.study-express.ru/article-56.htm 

Кудрявцев М.В. Обучение английскому языку в зарубежных языковых школах: особенности и преимущества // Стади-Экспресс.ру. [www.study-express.ru]. – Режим доступа: https://www.study-express.ru/article-66.htm 

Кудрявцев М.В. Хотите говорить по-английски свободно? Учите язык в стране, где на нем говорят! // Стади-Экспресс.ру. [www.study-express.ru]. – Режим доступа: https://www.study-express.ru/article-80.htm 

Кудрявцев М.В. Самостоятельное изучение английского языка // Английский язык на Мальте. [https://englishinmalta.ru]. – Режим доступа: https://englishinmalta.ru/learning_english.shtml 

Кудрявцев М.В. Как выучить английский язык за рубежом // Собеседник.ру. [www.sobesednik.ru]. – Режим доступа: https://www.sobesednik.ru/how_to_study_english 

Кудрявцев М.В. Как выбрать курсы английского языка за рубежом // Destinationes. [www.destinations.ru]. – Режим доступа: https://www.destinations.ru/pages6/kak_vybrat_kursy_anglijskogo_jazyka_za_rubjezhom 

Кудрявцев М.В. Почему кто-то говорит по-английски свободно, а кто-то до сих пор нет? // metro. [www.metronews.ru]. – Режим доступа: https://www.metronews.ru/stil-zhizni/tem-kto-hochet-vyuchit-anglijskij-jazyk-i-vybiraet-pohodjashhie-jazykovye-kursy-ili-ishhet-prepodavatelja-anglijskogo-jazyka/Tpomli---QfkVbs26Xg/

Реклама