Близкое небо
- Бывших лётчиков не бывает, - считает Борис Ястребов. - Но в 1990-е, когда началась «переделка» авиационной отрасли, а российский аэрофлот раздробился на сотню разных компаний, в том числе и наше нижегородское отделение, многие из нас стали искать себе новую работу.
Фото из личного архива Бориса Ястребова |
Кто-то организовал свой бизнес: магазины, киоски, фотостудии. Основная масса пошла в частные охранные фирмы.
- В своё время мы шутили, что из нижегородских пилотов можно создавать профсоюз охранников, потому что куда ни зайди - в офис, магазин, - везде знакомые лица. Мы такой судьбы не хотели! - говорит наш герой.
Слишком близко было небо, чтобы так просто, безропотно его оставить.
- Были у нас мечты! Ведь позади перестройка, всё переходит на капиталистические рельсы, за существование теперь надо бороться, - объясняет бизнесмен. - «Подстегнули» сокращения, уменьшение объёмов работ, утрата связей с заказчиками.
В 1996 году всемером организовали свою фирму. Стали заниматься авиационно-химическими работами в сельском хозяйстве - с помощью удобрений защищали поля от сорняков, вредителей и болезней. Арендовали у бывшего работодателя один самолёт; через год летали уже на двух.
- Нам повезло: колхозники нас ещё не забыли, наша работа была востребована, - говорит Ястребов. - Через год мы поняли, что нужны свои самолёты, своя авиакомпания.
Благодарный самолёт
Самолёты выкупили по цене металлолома.
- Взяли по дешёвке: в то время «кукурузники» никому, кроме нас, были не нужны, - смеётся Борис Ястребов. - Мы серьёзно вложились в ремонт: по 150 000 рублей на каждый самолёт, по тем временам суммы значительные (сейчас такой ремонт нам обходится в два миллиона с каждого). Помог и кредит в банке. В качестве залога, кстати, оформили самолёты. Но эти расходы были оправданны: АН-2 - самолёт благодарный. Стоит отметить, что вложения отбили через год.
Про советский «кукурузник» можно рассказывать часами. Это легендарный самолёт, построенный после войны с тем, советским, уровнем качества, предусмотрительности.
- АН-2 делали многофункциональным: в своё время мы на нём возили грузы, транспортировали больных из деревень в крупные населённые пункты, «бросали» с него парашютистов, тушили леса, - вспоминает лётчик. - Были даже самолёты для ледовой разведки, и пулемёты на них можно было ставить!
АН-2 - техника практически вечная. По словам Бориса Ястребова, технические требования к самолёту предусматривают капитальный ремонт раз в пять лет. А после ремонта самолёт опять как новенький.
«Мы бы горы свернули!»
Сейчас у компании Бориса Ястребова 4 самолёта. Спрос есть: заказчики у «небожителей» - в каждом районе юга Нижегородской области. Хотя, рассуждает бизнесмен, чтобы выдерживать натиск конкурентов, было бы неплохо нарастить преимущество: купить более экономные самолёты - с меньшим расходом бензина и с одним пилотом.
- Те условия, в каких мы начинали, и то, что имеем сейчас, - вещи несравнимые, - считает бизнесмен. - Сейчас гораздо дороже и ниже по качеству бензин, запчасти, сам капремонт. Вернуться бы в те годы с сегодняшним опытом - мы бы горы свернули!
Смотрите также:
- Транспорт будущего. Ставрополец «скрестил» электрокар, мини-самолет и параплан →
- «Летучий голландец» на скутере →
- Свобода, дорога, скорость! →