- Чтобы восстановить сгоревшие леса как минимум за 10-15 лет, одних государственных средств недостаточно, - считает Асхат КАЮМОВ, председатель совета экологического центра «Дронт». - К правительству и энтузиастам должен подключиться бизнес.
Деньги или общественность
- Неважная экологическая обстановка - тема, актуальная для всего земного шара. К сожалению, в современной России вопросы, связанные с экологией и природными ресурсами, решаются силой денег…
- Сегодня основная проблема - найти баланс между бизнесом и интересами граждан, как это делается в развитых странах. У нас же всё, начиная с вывоза мусора и заканчивая строительством крупного энергетического объекта, рассматривается только с точки зрения прибыли.
- Пример - новый полигон твёрдых бытовых отходов в районе посёлка Берёзовая пойма. Так ли нужно нижегородцам его строительство?
- Каждая новая стройка - это в первую очередь кормушка. И только потом, к примеру, возможность разгрузить старый полигон и освободить город от мусора.
- Европа помешана на вторичной переработке сырья и безотходном производстве. Стоило бы взять пример с соседей…
- Вполне возможно, что строить новый полигон не пришлось бы, если бы в Нижнем и Дзержинске был налажен раздельный сбор мусора. А у нас линия по сортировке вторсырья в Шуваловской промзоне просто гниёт. Полное уничтожение мусора позволило бы рационально использовать территорию старого полигона.
- Но ведь были эксперименты с сортировкой отходов на стадии их выброса. Три контейнера никому не понравились…
- В США я видел дома, в которых вообще нет мусора. И для этого необязательно сортировать его по 20 ящикам. Достаточно двух контейнеров: для вторсырья, которое используют снова, и бытовых отходов, которые с лёгкостью переработают бактерии на станции аэрации. Но дело в том, что вывоз мусора - это целый бизнес. Поэтому и строят «Новоигумново»…
АЭС на островке глины
- Как-то вы признались, что в России гражданское общество слишком слабо, чтобы выступать в качестве реальной силы. Но ведь накануне громких проектов типа строительства Нижегородской АЭС всегда проводятся общественные слушания…
- Нет пока настоящего диалога с общественностью, есть лишь имитация: масса мероприятий, где вам расскажут, как всё будет хорошо. Год назад на таких слушаниях обсуждался проект АЭС, который на тот момент в реальности ещё не существовал!
- Говорят, что новая АЭС будет более безопасной, чем ныне существующие…
- Безопасность - одна из причин, по которой проект строительства до сих пор не утверждён. Потому что ни одна более-менее уважающая себя экспертная организация не подпишется под особо опасным промышленным объектом, построенным на островке глины.
- Будет ли учитываться печальный опыт Чернобыльской АЭС в плане безопасности?
- Насколько мне известно, инвестор не планирует строить над энергоблоками рассчитанный на серьёзную аварию защитный купол, поскольку считает, что внештатная ситуация невозможна. Описать технологии, обеспечивающие такую безопасность, он не может, поскольку нет проекта. А проекта, в свою очередь, нет, потому что, видимо, нет такой технологии…
Чистота за полцены
- Без законов, регулирующих деятельность коммерческих организаций, к которым относится и инвестор строительства Нижегородской АЭС - Росатом, - невозможно и эффективное решение экологических проблем…
- Конечно. И это только слова, что в России самые жестокие законы и нормы, касающиеся экологической ситуации. Сейчас мы, чтобы не ущемлять бизнес, настолько распустили его, что, чтобы закрыть, к примеру, недобросовестного пищевика, требуется год. Сколько народу он за это время перетравит, чтобы потом открыться под новым именем?
- Некоторые законы пробиваются в России долго и давно…
- К примеру, европейский закон об упаковке. Её производитель должен организовать систему, по которой потребитель сможет вернуть упаковку назад. В советские времена это было. Зачастую половину стоимости пищевого продукта составляла его тара. Поэтому бутылки из-под лимонада берегли и сдавали - люди могли вернуть полцены. Кое-где в Европе на вторсырье мафия сидит!
- Актуально ли создание «экологической милиции» в России - органа контролирующего и в то же время карающего?
- Актуально. Этот механизм проверен на практике и работает, если у этого органа будет определённый объём полномочий. В 90-е годы при ГАИ существовал спецвзвод по городу, затем рота - по области. Эта «экологическая милиция» контролировала самовольные свалки мусора в лесах, запрещала мойку автомашин на реках и параллельно выполняла милицейские функции. К сожалению, экологический контроль был признан функцией, не свойственной органам внутренних дел, и роту ликвидировали, несмотря на её эффективность.
Бизнес поможет лесу
- Одна из причин экологической катастрофы, произошедшей в России летом, - сокращение ряда структур, которые раньше осуществляли контроль за состоянием нашей природы…
- В 2000 году ликвидирован государственный экологический контроль, затем - государственная экологическая экспертиза, в 2006 году - лесной контроль… В 2007 году лесников фактически выгнали: мол, нечего бюджетные деньги жрать. Отдали леса под контроль арендатору. Так вот, в этом году, будь лесники на местах, пожары бы тоже были. Но не настолько масштабные.
- Сейчас самый актуальный вопрос - как скоро восстановятся сгоревшие леса. И, конечно, сколько средств потребуется, чтобы их посадить.
- На бюджетные деньги 180 000 га леса в области не восстановить. Для этого нам потребуется 3 млрд рублей. Из федерального бюджета ежегодно смогут выделить только 100 млн руб. А значит, за счёт госбюджета мы будем сажать эти леса в течение 30 лет.
- С помощью со стороны было бы легче?
- Значительно. Если подключить к благородной миссии бизнес, процесс ускорится в разы. Посадка 1 га леса стоит 12 000 рублей. Да, молодые деревья вырастут на государственной земле. Но какому предпринимателю не было бы приятно видеть табличку, гласящую, что этот гектар посажен им, ИП Сидоровым?..
ДОСЬЕ «АИФ-НН»
КАЮМОВ Асхат Абдурахманович родился в 1951 году в городе Горьком. С 1989 года возглавляет областной экологический центр «Дронт». С июля 2007 года – сопредседатель общественного совета по экологическим проблемам при губернаторе Нижегородской области. Один из организаторов общественного экологического движения Поволжья «Поможем реке».
Смотрите также:
- Сорим, где хотим. Из районов Нижегородской области мусор возят в лес →
- Полезный мусор: Нижегородская область учится обращаться с отходами →
- Отходы жадности. Как появляются незаконные свалки? →