Наш паровоз вперед летит! Горьковской железной дороге – 160 лет

Экскурсии на ретропоездах стали доступны нижегородцам с прошлого года. © / Горьковская железная дорога

Поезд давно уже стал привычным, удобным средством передвижения. По нижегородской земле паровозы, электрички, поезда ходят уже целых 160 лет! И если раньше железнодорожная ветка  тянулась лишь до Москвы, то сейчас Горьковская железная дорога – это 5331,4 км путей, которые соединяют 15 регионов.

   
   

На экскурсию – на поезде

На Горьковской магистрали отмечают: пассажиропоток постоянно растёт и на пригородных направлениях, и в поездах дальнего следования. Впереди лето, сезон отпусков, а значит, желающих отправиться в путешествие будет ещё больше.

Сейчас в сторону юга из Нижегородской области можно уехать в Адлер, Анапу или Новороссийск, а также в Москву, откуда отправиться уже по другим направлениям. Несмотря на закрытие части российских аэропортов, дефицита железнодорожных билетов пока не наблюдается. Если он возникнет, для пассажиров добавят дополнительные вагоны.

Между тем не только на юге или в столице, но и в самой Нижегородской области есть много мест, куда можно отправиться в мини-путешествие на поезде. В выходные это могут быть экскурсии в музей паровозов на Сортировке, в Березополье, на Моховые горы - по шаляпинским местам. Причём сама поездка в электричке будет весьма познавательной. Например, в пути от Московского вокзала до станции на проспекте Гагарина можно узнать много интересного об истории железной дороги.

А 27 мая состоялась тестовая поездка и в Семёнов, на фабрику знаменитой хохломской росписи, на ретро-поезде, во главе которого – старинный паровоз. Самый настоящий: с топкой и дымом из трубы.  Не только дети, но и взрослые в восторге от возможности своими глазами увидеть, как он работает!

Опробовать новый маршрут в Семёнов доверили журналистам. Чуть больше часа – и пассажиры на месте. По дороге получают информацию об истории железной дороги и родного края. А в самом Семёнове экскурсантов ждёт визит на фабрику «Хохломская роспись».

Современная хохлома - это разнообразие цветов, рисунков и материалов. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Анна Сингосина

Туристы своими глазами могут увидеть, как из деревянного чурбачка рождаются изделия необыкновенной красоты, а заодно оценить современные разработки местных мастеров.

   
   

Французские инженеры, немецкие машинисты

Но вернёмся к истории Горьковской железной дороги. Она начинается 1 августа 1862 года, когда из Нижнего Новгорода пошёл первый поезд до столицы.

О строительстве железной дороги задумались, когда знаменитую Макарьевскую ярмарку перенесли в Нижний Новгород. «Карману России» просто необходимо было сообщение с центром страны, чтобы быстрее доставлять товары.

Проект железной дороги был утверждён в 1857 году. Магистраль строили под руководством французских инженеров, правда, рельсы и шпалы укладывали российские вольнонаёмные рабочие и простые крестьяне.

И вот в августе 1862 года открылось железнодорожное движение.  Кстати, первые паровозы закупали за границей, но строились они там по российским чертежам. Поначалу составами управляли польские и немецкие машинисты, а потом этому выучились и российские специалисты.

Позже в Нижегородской губернии проложили железнодорожную линию от станции Моховые горы в сторону Котельнича. Поезд ходил один раз в неделю, возил лес, крупы, рыбу, соль…

Правда, на пути его была одна серьёзная трудность – переправа через Волгу. Пока не было моста, зимой рельсы укладывали прямо на лед, а летом приходилось пользоваться паромом. Мост удалось построить только при советской власти – в 1931 году.

Зимой приходилось укладывать рельсы на лед Волги. Фото: www.rzd-expo.ru

Современная Горьковская железная дорога была образована в 1961 году, в 2003-м она стала одним из 16-ти филиалов ОАО «Российские железные дороги» и продолжает развиваться. Модернизируется инфраструктура, открываются новые транспортно-пересадочные узлы и остановочные пункты,  запущены скоростные поезда, которыми с удовольствием пользуются нижегородцы и гости города.

Сейчас на Горьковской магистрали прорабатывают запуск комфортабельных туристических поездов. Первый такой состав в мае 2022 года отправился из Нижнего Новгорода в Волгоград, его пассажирами стали 253 человека.