Вирус опять заставил нас вспомнить, что такое «нерабочие дни». Дети не пошли в школу или детский сад, многих пожилых людей власти из соображений безопасности просили самоизолироваться.
Но мы это уже проходили, и пожёстче бывало. Кроме того, за полтора года люди успели найти личные рецепты, чтобы сохранять бодрость духа, невзирая на ковидные ограничения. Читатели «АиФ» щедро делятся оптимизмом с нами.
В лес от вирусов
Ноябрьские морозы – явление для центральной России вполне предсказуемое. Но многих автомобилистов гололёд и снег всё равно застают врасплох, на «летней» резине. То же самое вышло у многих с внезапными «каникулами». Предвидеть их можно было, но многие удивились.
Однако Сергея Иванова из Владимира врасплох не застать.
«Я много лет увлекаюсь выживанием на природе, веду об этом блог, – рассказывает Сергей. – Каждый выходной стараюсь выбираться в лес, где на практике подтверждаю или, наоборот, опровергаю теории «диванных экспертов». Например, изучаю, как построить укрытие из куска полиэтилена или как развести огонь с помощью огнива под проливным дождём».
У Сергея всегда наготове рюкзак, где есть всё необходимое для внезапного похода: тент, солдатский котелок, тёплый спальник и надувной коврик, надёжный нож и складная пила, фонарик, средства для зарядки гаджетов, аптечка и запас еды на неделю.
«С таким «джентльменским набором» нестрашно встречать даже зомби-апокалипсис, – смеётся Сергей. – Так что новость о выходных днях в ноябре воспринял с радостью – проведу их очень интересно».
Сергей планирует пятидневный пешеходный поход, а заодно снимет видео о том, как в холодное время года не просто выжить в лесу, но и получить огромное удовольствие от общения с природой.
Потолкаю ядро в огороде
44-летняя рязанка Мария Богачёва – параатлет, заслуженный мастер спорта России, чемпионка мира, семикратная чемпионка Европы, 26-кратная чемпионка России по лёгкой атлетике среди спортсменов с патологиями опорно-двигательного аппарата. Такие люди живут и тренируются по чёткому плану. Вот и у Марии были большие планы на начало ноября.
«Хотела поехать в Рязань на практику по лечебной физической культуре, – рассказала «АиФ» чемпионка, которая живёт сейчас не в областном центре – в Сасове. – Была идея и потренироваться – потолкать ядро в манеже «Юность».
Но пришлось от идей отказаться. «Рабочие дни стали нерабочими. Поэтому планирую продолжить тренировки дома, в гараже, а ядро потолкаю в огороде. Хорошо, что пока площадку снегом не засыпало», – говорит Мария.
А ещё в свободное время Мария планирует писать выпускную квалификационную работу – в середине декабря у неё предварительная защита диплома. Кроме того, Марии, депутату местной думы, нужно собирать данные по своему округу, готовиться к думскому заседанию. «Главное – плодотворно прожить эти нерабочие дни, всё успеть, а не свалиться в семидневное праздное безделье!» – признаётся студентка-депутат.
До чего техника дошла!
У 75-летней Елены Хошинской из Нижнего Новгорода планы гораздо прозаичнее для обычной горожанки. Но скучно ей не будет – перспектива оставаться дома её больше не пугает.
До пандемии, несмотря на возраст, Елену Николаевну дома было вообще не застать: она ходила на хор, в бассейн, много гуляла и общалась с подругами. Так что в первый раз самоизоляция далась ей тяжело. Выручал нехитрый смартфон, который позволял поддерживать связь с миром.
Потом бабушка попросила внука выбрать ей хороший ноутбук. Елена Николаевна многому научилась сама – освоила общение в соцсетях, коммунальные платежи онлайн. Изучила и интернет-платформу, на которой смотрит любимые фильмы и сериалы, занимается спортом, учится рисовать на видеоуроках. Дети подарили «умный» телевизор, который тоже открыл хозяйке много нового.
Единственное, что печалит Елену Николаевну, – ровесники её не такие продвинутые. У единиц есть смартфон или персональный компьютер. Дело часто не в отсутствии средств на технику, а в непонимании, зачем она нужна. «Почему люди предпочитают грустить у окна и ждать редких звонков от детей и внуков?» – недоумевает продвинутая бабушка.
«Катюша» и «частушки-баттл»
Но у волонтёрской группы «Дари радость» из Ярославля одинокие пожилые люди грустить не станут. До новых ограничительных мер ребята ездили по домам-интернатам, устраивали для бабушек и дедушек различные мероприятия вживую. Теперь социальные учреждения закрыты для посещения, но активисты ищут новые формы общения с подопечными. Их «фишкой» стали онлайн-флешмобы. Да, нехитрые. Но как рады им пожилые люди!
«Сначала мы стали записывать онлайн-приветы и видеоконцерты к праздникам, – рассказала участник группы Алёна Никулинская. – Но скоро поняли: людям мало просто сесть перед телевизором и увидеть лица знакомых волонтёров. Родилась идея устраивать флешмобы с участием бабушек и дедушек. Первой стала акция к 9 Мая. Наши подопечные из нескольких домов-интернатов записали песню «Катюша». Видеоролики мы выложили в нашей группе в соцсети и всех участников наградили дипломами и подарками. Как же они радовались!»
Потом придумали «частушки-баттл» – он охватил аудиторию пошире. Кроме домов-интернатов, на баттл вышли детские сады, школы и все желающие. Скоро волонтёры подведут итоги.
Каждый день жизни в интернате для пожилых похож на предыдущий, а флешмобы становятся настоящим событием. Подопечные волонтёров очень серьёзно готовятся, репетируют, выбирают костюмы. «Планируем и более масштабные флешмобы – будем инсценировать сказки и фрагменты известных фильмов, делать театральные постановки», – поделилась Алёна Никулинская.
План, чтобы не «одичать»
Многодетная мать Татьяна Фалина (Нижний Новгород):
«Сейчас нет того липкого ужаса, какой был у всех в первый локдаун. Это с психологической точки зрения важно и для взрослых, и для детей.
И всё равно весну-2020 вспоминаю чуть ли не как лучшее время в моей жизни. Я же постоянно в разъездах по делам детей, а тут всё сконцентрировалось дома. Для нашей семьи первый локдаун был просто периодом покоя, без особого стресса.
Но, видимо, любое длительное выключение из социума отрицательно сказывается на детях. Хотя бы видимость общественно-культурной жизни в семье надо поддерживать... Дети потом вернулись в школу просто дикими!
Поэтому сейчас нам как родителям пришлось составить план мероприятий на вынужденные выходные. Решили поставить домашний спектакль, подготовка к которому очень занимает детей: пишем сценарий, учим роли, мастерим костюмы. Ещё организовали кинопоказы популярных сейчас фильмов и сериалов. Но мы не просто смотрим то, что сейчас обсуждают дети и подростки в своих кругах, а пытаемся вместе правильно расставить акценты, понять посылы этих кинопроизведений.
Конечно, наши ребята сейчас жалеют, что не могут посещать кружки, которые очень любят… Честно, конечно, я расстроюсь, если локдаун затянется».
Не все готовы
Мы переживаем ограничения не первый год, и всё равно многие к ним психологически не готовы.
«Кого-то возмущают сложившиеся обстоятельства, - говорит нижегородский психолог Марина Локоткова. - Люди устали от пандемии, которая, по их мнению, должна бы уже давно закончиться. Включается психологический механизм отрицания очевидной проблемы: не хочу ничего слышать о том, что меня лично не коснулось, жить буду, как привык и как мне нравится. Это такая детская инфантильная позиция.
Более того, и личные трагические истории, смерти людей из близкого окружения кто-то не может включить в общую картину пандемии, предпочитая считать их единичными случаями.
Тем не менее пережить новые ограничительные меры теперь большинству из нас уже легче. Во-первых, меры эти пока не столь продолжительные. Во-вторых, много что теперь доступно онлайн: учёба, работа, услуги, увлечения.
Я бы сказала, что сейчас, сидя дома, ты не можешь в принципе говорить, что находишься в изоляции, если у тебя работает Интернет. Наоборот, у тебя гораздо большее пространство для общения, обучения, развлечения, чем у человека, который живёт в реальном мире без Сети. Словом, всё будет зависеть от личного желания и возможностей максимально комфортно организовать свою жизнь в новых реалиях.
Как ни крути, наша жизнь уходит в Сеть. Это социофобическая тенденция последних десяти лет. Возможно, коронавирус эти процессы лишь ускорил, но они точно не были запущены с нуля.