Летать вниз головой. Как Пётр Нестеров выполнил мёртвую петлю

Public Domain / wikipedia.org

Ровно 111 лет назад, 9 сентября 1913 года, уроженец Нижнего Новгорода Пётр Нестеров впервые выполнил опасную для того времени фигуру пилотажа — «мёртвую петлю». Он рисковал жизнью, чтобы опередить французского авиатора Пегу, который готовился к подобному опыту. Нестеров же хотел во что бы то ни стало осуществить свое желание: «Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром». 

   
   

А 8 сентября исполнилось 110 лет со дня, когда Пётр Нестеров впервые в истории авиации совершил воздушный таран. Таран и оборвал жизнь лётчика...

Nn.aif.ru вспоминает о «петле Нестерова», таране и личности легендарного лётчика.

По примеру птицы

«Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается, а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, все время сохранить одно и то же положение, — писал Нестеров уже после полета. — В то же время я видел, что авиаторы совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой. После продолжительных расчетов я нашел, что мертвую петлю вполне безопасно можно описать по кругу радиусом в 25–30 метров. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением».

По данным военного энциклопедического словаря, «мёртвую петлю» летчик выполнял на французском аэроплане типа «Ньюпор-IV», собранном на заводе «Дукс» в Москве. До этого Петр Николаевич совершил на нем только 10 часов полетов. Стартовал он с военного аэродрома в Киеве.

«Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле... Я был всё время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз, — описывал Пётр Николаевич происходившее. — Когда я очутился вниз головой, центробежная сила была настолько велика, что она прижала меня к сиденью. Находящиеся в моих карманах часы, анероид не выпали из карманов. Я забыл закрыть ящики с инструментами, но, несмотря на это, все инструменты, помещавшиеся в незакрытых ящиках, так и остались на своих местах».

Нестеров заранее рассчитал траекторию полета. Фото: Военный энциклопедический словарь

Специальная комиссия официально зафиксировала, факт выполнения фигуры 27 августа (9 сентября) 1913 года в 18.10.

   
   

Заболел авиацией

Но кем же был этот выдающийся человек?

Пётр Нестеров родился в ночь на 15 февраля 1887 года и стал третьим ребёнком в семье. Его отец Николай Фёдорович был офицером-воспитателем Нижегородского имени графа Аракчеева кадетского корпуса и рано умер. Матери Петра Маргарите Викторовне очень хотелось отдать сына в музыкальное училище, но как сын умершего офицера тот имел право на бесплатное обучение в военном учебном заведении. В итоге в 10 лет Петя отправился в тот же Аракчеевский корпус, в котором ранее служил его отец и уже учился старший брат Николай.

Из 39 кадетов, признанных педагогическим комитетом достойных обучения в военных училищах, шестеро, в том числе Пётр, были направлены в Михайловское артиллерийского училище Петербурга. В 1906 году Пётр с отличием завершил обучение и получил чин подпоручика. Будущий лётчик отправился в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду во Владивосток. Такой выбор был не случаен: по царским законам, младший офицер не мог жениться, не внеся обеспечения в размере пяти тысяч рублей, но на Сибирь этот закон не распространялся.

Во Владивостоке внимание нижегородца привлёк аэростат, и он предложил использовать его в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился, чтобы его временно прикомандировали к наблюдательной станции и сам не раз поднимался на аэростате. Но когда воздухоплавательную роту расформировали, молодому офицеру пришлось вернуться в артиллеристскую бригаду.

В 1910 году из-за проблем со здоровьем Нестерова перевели на Кавказ. Перед этим он успел заехать в Нижний Новгород. Там он впервые увидел настоящий моторный аэроплан «Фарман» под управлением известного лётчика Уточкина и заболел авиацией — стал изучать ее не только по книгам, но и наблюдая за полетом птиц.

Во Владикавказе, куда прибыл Пётр Николаевич, он познакомился с пилотом-авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции. И Нестеров загорелся желанием построить аппарат, движения которого «почти всецело подчинялись бы воле пилота».

Между тем, в Нижнем Новгороде в начале 1911 года было создано Общество воздухоплавания, а в августе 1911 года решено организовать в авиационную школу. Поручик Пётр Нестеров был избран товарищем (заместителем) секретаря и принимал активное участие и в работе Общества, и в разработке летательных аппаратов.

В небо на конной тяге

В сарае одного из основателей Общества воздухоплавания Петра Соколова на Провиантской улице друзья построили планер по чертежам Нестерова. А его мать помогла им сшить обтяжку к планеру.

Испытание решено было провести на поле за Петропавловским кладбищем (на месте его сейчас находится парк Кулибина). Для Нестерова это был первый полет, да ещё и на планере собственного изобретения.

Запускали планер с помощью лошади с телегой, в которой сидел Пётр Соколов и держал верёвку, привязанную к воздухоплавательному аппарату. Лошадь разбегалась, и аппарат с Нестеровым на борту набирал скорость, поднимаясь на два-три метра от земли. В Нижнем Пётр Нестеров разработал и проект своего второго самолёта.

Увлечение воздухоплаванием настолько захватило Петра Николаевича, что в октябре 1911 года он добился зачисления в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. За время учёбы Нестеров совершил 13-часовой учебный полёт на аэростате на высоте 3400 метров. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре того же года 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полёт на самолёте.

Первый таран

В составе авиационного отряда Нестерова перевели из Петербурга в Варшаву, где он начал тренировочные полеты на боевых самолетах «Ньюпор». В августе 1913 года Петр Николаевич возглавил групповой перелёт в составе трёх машин по маршруту Киев — Остер — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. При этом впервые в истории авиации во время перелёта проводилась киносъёмка. Позже Нестеров совершил ещё два дальних перелёта. При этом Нестеров совершенствовал пилотирование, отрабатывал крутые виражи. А его «мёртвая петля» и вовсе стала мировой сенсацией.

В 1914 году Нестерова назначили начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, участвовал в освобождении Львова. За время войны Пётр Николаевич выполнил 28 вылетов,вёл воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артснарядами. Причём сделал это так эффективно, что австрийское командование пообещало крупное вознаграждение тому, кто собьёт аэроплан русского лётчика.

Кстати, сам Нестеров считал, что пилоты могут вести воздушный бой тараном, причём машина противника должна быть сбита ударом сверху. И вот 8 сентября 1914 года около городка Жолква Нестеров применил свои идеи на практике. Он настиг в воздухе самолёт австрийцев «Альбатрос», который вёл воздушную разведку, попытался ударить самолёт противника по крылу своим шасси, но, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло.В результате оба самолета упали на землю, летчики погибли. Петру Николаевичу было 27 лет.

Справка

Своё название мёртвая петля получила из-за того, что долгое время эта фигура существовала только в теории — на бумаге. Выполнить её на практике и вывести самолёт из вертикального крена у пилотов не получалось: самолёты разрушались, пилоты погибали.