Хорошие решения на холодную голову. НГТУ помогает стране осваивать Арктику

Эскиз нового поколения ледокольного судна. © / НГТУ им. Р.Е. Алексеева

История освоения Крайнего Севера и регионов Арктики - это не один десяток лет и подвигов. Настоящий технический прорыв в этом стратегически важном для нашей страны направлении сейчас происходит при участии учёных Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р. Е. Алексеева.

   
   

Безопасно, удобно, экономно

Разработка богатых месторождений полезных ископаемых Арктики невозможна без создания ледокольного флота и без источников энергии, работающих при любых условиях. Сегодня НГТУ им. Р.Е. Алексеева входит в консорциум ведущих российских предприятий и научных центров, решающих эти сложные задачи. Вуз занимается разработкой реакторных установок для АЭС малой мощности и ледоколов, а также и  плавучих атомных станций.

Ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев. Фото: НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Освоение новых территорий неизбежно связано с повышением экологической нагрузки на них. Так, в российских регионах Арктики сейчас находится более 1000 тонн полихлорированных бифенилов (ПХБ). Эти органические загрязнители крайне негативно влияют на организм северных животных и рыб. Сейчас загрязнители утилизируют на полигонах или сжигают. При сжигании в атмосферу выделяются высокотоксичные вещества.  Учёные Нижегородского технического университета разработали технологию и создали пилотную установку для переработки ПХБ, которая этот фактор исключает.

Ещё один важный научный проект НГТУ, связанный с освоением Арктики, - разработка дизель-генераторов и водородных установок. Именно они бесперебойно обеспечивают потребителей арктического региона электроэнергией. Новая техника безопасна, в среднем на 20-30% более экономична, экологична, особенно вынослива и практически не требует спецобслуживания.

Кроме того, учёные политеха создали интеллектуальные терминалы релейной защиты, предохраняющие электросети от аварий в условиях Крайнего Севера и Арктики. Разработка основана на отечественной элементной базе и программном обеспечении. Сегодня у неё нет мировых аналогов.

- Научные проекты вуза, связанные с освоением регионов Арктики и Крайнего Севера, позволили нам стать участниками и грантополучателями программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», - говорит ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев. – Цель программы - сконцентрировать ресурсы российских университетов для достижения национальных целей развития страны.

Техника холода не боится

Освоение Арктики требует создания транспорта, способного работать в сложных климатических условиях без сбоев. Учёные нижегородского политеха участвовали в проекте Группы компаний КОМ по созданию и испытанию вездехода-амфибии нового поколения «Русак-3994». Техника, рождённая в Нижнем Новгороде, без аварий легко прошла по арктическому маршруту 4000 километров.

   
   
Вездеход-амфибия «Русак-3994» без аварий легко прошел по арктическому маршруту 4000 км. Фото: НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Вместе с промышленными партнёрами учёные НГТУ разработали и настроили первый беспилотный электромобиль на базе отечественного шасси ГАЗель NEXT. Он будет доставлять грузы на месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе.

Мощным арктическим машинам нужны соответствующие смазочные материалы. НГТУ занимается разработкой масел и присадок, которые можно хранить и эксплуатировать при сверхнизких температурах - минус 60 градусов Цельсия и ниже (дело в том, что привычные материалы теряют текучесть при температурах около минус 40 градусов). В ближайших планах НГТУ - разработать холодостойкие, но не токсичные и при этом биоразлагаемые смазочные материалы. А ещё специалисты думают, как создать присадки, сохраняющие рабочие качества дизельного топлива при его длительном хранении на холоде.

НГТУ им. Р.Е. Алексеева давно известен своей корабельной научной школой. Для работы в Арктике учёные вуза создали ледокольную платформу на воздушной подушке. Её применение способно увеличить объём перевозок народно-хозяйственных грузов, продлить навигацию на реках Крайнего Севера и т.д.

Кроме того, в рамках программы «Приоритет 2030» учёные нижегородского политеха разрабатывают инновационную  технологию глубокой переработки высокосернистой «тяжёлой» нефти, которую добывают на арктическом шельфе.