«Ходить по морю – наука, по Волге – искусство». Как воспитать капитанов?

«Два капитана» - Михаил Чурин (слева) и отчаянный английский пират. © / АиФ

Чтобы воспитать моряков и речников, готовых встать за штурвал, декан факультета судовождения Волжского государственного университета водного транспорта, Михаил Чурин, сам бывалый командир, создал клуб капитанов. О романтизме профессии и буднях на флоте Михаил Юрьевич рассказывает в своих очерках.

   
   

Ювелирная работа

- Михаил Юрьевич, вы сами из семьи капитанов. Река у вас в крови?

- Мой отец, Юрий Константинович, служил командиром противолодочного корабля. Я с детских лет бывал у него на борту, служба казалась таким интересным делом, хотя он часто был в плаваниях, и его могли вызвать в любое время дня на работу на корабль. После демобилизации и окончания кораблестроительного факультета отец работал в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева в Горьком. Так в нашей семье появилась река.

Поэтому вопроса, куда пойти, у меня не стояло. 

Досье
Михаил Чурин. Родился в Феодосии. После демобилизации отца переехал с семьёй в Горький. Закончил судоводительский факультет ГИИВТа (специальность - «Морское судовождение»). После службы в армии работал в Беломорско-Онежском пароходстве, в Волжском пароходстве. 10 лет был капитаном сухогруза «Сормовский-3053», в 2002-09 гг. – капитаном частного теплохода «Lana II» под флагом Мальты. Капитан дальнего плавания. Декан факультета судовождения Волжского государственного университета водного транспорта. Кандидат технических наук.

- Много лет вы ходили и по морю, и по реке. Есть различия в работе в морской акватории и на той же Волге?

- 17 лет отдал флоту. Как говорят, ходить по морю – это наука, по реке – искусство, официальная формулировка – плавание в стеснённых условиях. В работе на море нужен точный математический расчёт, знание навигации, мореходной астрономии, а на реке – талант, опыт, мастерство.

Капитан должен чувствовать поведение речного судна. Кому-то это ощущение даётся легко, от природы, а к кому-то не приходит даже спустя годы работы. Капитан на речном судне должен быть постоянно собранным. Представьте: идёт по реке большое судно с осадкой , а  запас под днищем – всего . В таких условиях управлять судном очень сложно. Это при подходе к морскому порту запас глубины, как правило, позволяет  капитану не волноваться, а на реке, нужна ювелирная работа.

   
   

Помню, как проходили на морском корабле от Астрахани до Санкт-Петербурга. В море нет постоянной напряжённости в работе – широко, глубоко. А здесь, на Волге, очень много узких мест, шлюзы. Капитан практически всегда на мостике.

Капитан отвечает за всех

- Ребята, которые сегодня приходят к вам учиться, понимают всю важность, всю ответственность профессии? 

- Это раньше мы читали Жюля Верна. Как признался мой друг, однокурсник: «Я выбрал профессию, прочитав книгу Алексея Реутова «В стороне от фарватера. Вымпел над клотиком» (книга как раз вышла в 1973 году, когда М. Чурин поступал в вуз – Авт.).

А сегодня молодёжь в Интернете. Книги о путешествиях, героях, капитанах её уже не интересуют. Я часто вижу: парень сделал жизненный выбор, поступил на судовождение, а представления, что его ждёт, нет. Он даже объяснить не может, зачем пришёл.

Но мы рассказываем студентам о выдающихся мореплавателях и заслуженных капитанах флота, создали клуб капитанов, где с ребятами делятся секретами опытные профессионалы. Никто не сможет рассказать обо всех перипетиях работы на флоте так, как это сделает бывалый моряк, который всё прошёл! Наши студенты встречаются не только с седовласыми капитанами, но и молодыми судоводителями, которые делятся с ними трудностями на первых этапах работы. Такие встречи не менее ценны, чем занятия в аудиториях.

Когда ребята у нас возвращаются с практики, я вижу, как они меняются. Кстати, в 2017 году студенты факультета судовождения два месяца находились на практике на паруснике «Херсонес» в Крыму и открыли парад кораблей в Севастополе, на Дне ВМФ.

Потребность в кадрах для флота велика: на одного выпускника вуза приходится до трёх-четырёх работодателей. Да и в мире дефицит кадров для флота только растёт. Естественно, молодёжь хочет хорошо зарабатывать, поэтому часто стремятся работать за рубежом. Новые пароходы, длинные рейсы, высокие зарплаты… Поэтому нехватка кадров в отрасли, особенно на внутренних рейсах, налицо.

Но есть ребята, которые хотят плавать именно по реке. У нас учится на пятом курсе Анастасия Ромахина - отличница, которая принципиально готовится к работе на Волге. Она из семьи речников.

- Девушка-капитан?

- Это не единичный случай. На судовождение всё чаще приходят девушки. И после диплома они работают и на море, и на реке. Конечно, для женщины это очень тяжёлая работа и физически, и морально. Бессонные ночи, полный контроль за судном, а, главное, груз ответственности – капитан отвечает за всех. Даже если он не на вахте, командир должен в любой момент быть на мостике, подстраховывать. И неважно, женщина ты или мужчина.

- Какими качествами должен обладать капитан?  

- Конечно, флот – это романтика, красивый мундир с блестящими пуговицами, фуражка. Но на самом деле за этим стоит тяжёлый, ежедневный труд. Профессия связана с опасностью. И основные качества любого судоводителя – внутренняя дисциплина и ответственность. Разгильдяев на флоте не терпят. Конечно, случаются аварии. Человеческий фактор никто не отменял…

Писатель на мостике

- Ваш друг выбрал профессию, прочитав книгу писателя-капитана. Но и вы, насколько я знаю, пишете рассказы о флотских буднях. Скоро выходит ваша книга. Может, и вы кого-то вдохновите на выбор профессии…

- Писать рассказы хотел давно, когда ещё на мостике стоял. Помню, подходили к порту, я переживал, как мы пришвартуемся. И вдруг подумал: «Об артистах, спортсменах пишут много, есть литература о военных героях, о подводниках. А вот о судоводителях современного гражданского флота в постсоветском пространстве никто не рассказывает».

У меня сохранились какие-то наброски. А в университете уже посоветовали писать серьёзно. И вот 8 сентября у меня действительно выходит первая книга – очерки о буднях и переживаниях тружеников моря, которые долго находятся вдали от родных, в замкнутом коллективе, и вынуждены вместе преодолевать трудности. 

У капитана Чурина есть коллекция вымпелов стран Западной Европы, Средиземноморья, Африки, Средней Азии, напоминающая о дальних странствиях.
«С каждым предметом, у меня связана своя история, определённый этап жизни и профессионального становления, - рассказывает Михаил Юрьевич. - Например, есть вымпел из Ливерпуля, где я мечтал побывать с юности. Ночью английский лоцман поднялся на борт, я попросил его показать на карте, где музей «Битлз». «Вы в первый раз в Ливерпуле?». - «Как вы догадались?» «Все, кто заходит в Ливерпуль впервые, спрашивают про этот музей!». Кстати, в Ливерпуль судну пришлось заходить в шлюз кормой вперёд из-за сильного течения в устье реки Мерсей - единственный раз в практике капитана Чурина.

Смотрите также: