Великая Отечественная война стала для горьковских железнодорожников временем испытаний, мужества и силы духа. В память о боевых и трудовых подвигах в Нижний Новгород прибыл «Поезд Победы».
Пути героев
С первых дней Великой Отечественной войны Горький был важнейшим железнодорожным узлом страны. На фронт по Горьковской магистрали шли эшелоны с вооружением, техникой, добровольцами, обратно в тыл – санитарные поезда с ранеными, эвакуированным гражданским населением, в том числе детьми из блокадного Ленинграда. По рельсам в город и область эвакуировали сотни стратегически важных предприятий и тысячи их сотрудников.
Железнодорожники совершали настоящие подвиги. Мужчины уходили на фронт, а машинистами, кочегарами, вагонными слесарями, путевыми обходчиками становились женщины.
Даже Канавинский мост в Горьком во время войны стал железнодорожным. По путям городского трамвая шли составы с тяжёлой боевой техникой, чтобы сократить доставку грузов на восток и юг страны.
В разгар войны всего за полгода была построена Волжская рокада – 978 километров путей. Они обеспечили эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем и сам успех Сталинградской битвы.
Один из самых известных бронепоездов Великой Отечественной войны «Козьма Минин» был построен зимой 1941-1942 годов в вагонном депо города Горький. Впервые в мире состав был оборудован реактивной артиллерией. Бронепоезд участвовал в боях под Москвой, Брянском, Орлом, Варшавой, дошёл до Франкфурта-на-Одере.
Символично, что 6 мая именно на железнодорожные пути возле памятника «Бронепоезд Козьма Минин» в Нижний Новгород в очередной раз прибыл «Поезд Победы». Огромный чёрный паровоз с красной звездой, выпуская клубы белого пара, легко тянул за собой платформу с военной техникой: танками, пушками, автомобилями, а также вагон с полевой кухней, санитарный вагон, вагон-музей.
Ожившая история
Пассажирами мемориального состава стала молодёжь и творческие коллективы Горьковской магистрали. Встречать поезд пришли ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, бывшие узники концлагерей и блокадники, дети войны – бывшие работники ГЖД, воспитанники детской железной дороги, а также работники предприятий ГЖД.
В Нижний Новгород «Поезд Победы» прибывает не в первый раз, но всегда вызывает огромный интерес у жителей города – и детей, и взрослых.
«Для людей это не просто красивый железнодорожный состав – это ожившая история. Ты идёшь от вагона к вагону и видишь, какими технологиями достигались победы. Какие задачи ставились перед людьми, делавшими всё для фронта в тылу, – рассуждает заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов. – События военных лет всё дальше от нас, но генетическая память жива в людях. Такие мероприятия способствуют тому, чтобы связь наша с великим прошлым не прерывалась никогда».
Языком цифр
- 226 предприятий вывезено через Горьковский железнодорожный узел вглубь страны к осени 1941 года.
- С 1941 по 1945 годы Горьковская магистраль перевезла более 38 тыс. боевых машин, 100 тыс. пушек, 110 тыс. автомашин всех типов.