Безопасность и комфорт пассажиров – главные приоритеты компании ОАО «Российские железные дороги». Специалисты со всей страны приехали в Нижегородскую область, чтобы увидеть современные технологии путевого хозяйства.
Технологическое «окно»
Местом для сбора лучших путейцев России стал перегон Игумново – Доскино на скоростном участке Москва – Нижний Новгород, по которому сейчас курсируют «Ласточки». Условия для показательных работ – реальные. По одному из путей перегона на время было приостановлено движение поездов, и специалисты взялись за дело. У железнодорожников такое время для ремонта и проверки состояния пути называется технологическое «окно».
Постоянное соприкосновение железных колёс под давлением грузов с железными рельсами может приводить к дефектам последних. Новейшие методы ремонта позволяют экономично и быстро восстановить рельсовое полотно до идеальных показателей.
Так, с 2021 года на российских железнодорожных магистралях применяется технология наплавки неглубоких и непродолжительных поверхностных дефектов и смятий рельсов. Вроде небольшая проблема без своевременного ремонта может приводить, например, к снижению скорости поездов на участке.
Ранее для устранения таких дефектов приходилось изымать до 6 метров повреждённого рельса из пути. Теперь исправить при помощи наплавки и шлифовки дефект можно на месте. Технология чем-то напоминает работу стоматолога, который ставит пломбы. Это значительно экономит время, силы и деньги.
Широкое распространение на современных российских железных дорогах получает бесстыковой, или «бархатный», путь. Устранение стыков между рельсами снижает расход электроэнергии и топлива, уменьшает износ колёс и сопротивление движению поездов. Стыки рельсов сваривают при помощи алюминотермитного способа. Выполняют их мобильные бригады вручную во время технологических «окон».
Процесс выглядит эффектно. Порошкообразные смеси металлов – термиты, сгорая, становятся похожи на лаву и прямо на глазах при помощи механической корректировки превращаются в ровный рельс без стыков.
Держать выправку
Путь под двигающимися поездами со временем может искривляться или проседать. Для плавности хода поездов необходимо периодически его выправлять. Сейчас это делают с применением новейших геоинформационных технологий.
«Наши специалисты при помощи высокоточного геодезического комплекса на месте измеряют реальное состояние пути. Данные передают инженерам, которые проектируют то геометрическое положение, которое надо получить в итоге, – объясняет заместитель начальника Регионального центра диагностики и мониторинга устройств – подразделения филиала ОАО «РЖД» Игорь Стельмахов. – Оцифрованное техзадание при помощи современных средств связи можно передать в любую точку страны».
Техзадание загружают в автоматизированную бортовую систему выправочной машины, проверяются заданные параметры – и в дорогу. Качество выполненной работы оценивает путеизмерительный комплекс, который вслед за выправочной машиной проходит по отремонтированному пути. По оценкам специалистов, после ремонта путь может находиться в идеальном положении минимум 2-3 года.
«Сетевая школа собрала путейцев со всей страны – от Калининграда до Хабаровска, чтобы познакомить их с новыми технологиями, которые они в дальнейшем могли бы применять у себя на железных дорогах, – рассказал начальник Горьковской дирекции инфраструктуры – подразделения филиала ОАО «РЖД» Александр Власов. – Все наши усилия направлены на повышение уровня безопасности движения, увеличение скорости движения пассажирских и грузовых поездов, чтобы нашим клиентам было удобно и комфортно».