Все по плану. Как должен развиваться современный город

Левобережье Нижнего может стать точкой роста для жизни города. © / Кира Мишина / АиФ-Нижний Новгород

Почему Нижнему всё же далеко до мировых столиц и как городские окраины влияют на общее настроение в мегаполисе? Об этом «АиФ-НН» беседует с доцентом кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александром Ивановым.

   
   

Утечка молодых

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Александр Владимирович, вы специалист в том числе по устойчивому развитию городов. Нижний Новгород устойчив или хаотичен?

Александр Иванов: В теории устойчивость города - это его сбалансированное социальное, экономическое и экологическое развитие. У нашего города есть потенциал для таких процессов, но фактически он развивается неустойчиво. Мне кажется, причина в том, что нет связи между интеллектуальным потенциалом города и управленческими решениями областного и городского уровня. Всё же нужно, чтобы у власти было перспективное мышление.

Пример в разработке стратегий - Барселона, которая в начале 1990-х годов после Олимпиады начала стремительно развиваться. Спортивное мероприятие международного уровня стало для этого толчком, но город прошёл через принятие четырёх стратегических планов развития города.

У нас же ситуация с чемпионатом мира по футболу привела к тому, что мы решили: сейчас научимся извлекать и осваивать деньги из федерального бюджета - и заживём. Однако те предложения по наследию чемпионата, которые сейчас обсуждают, плохо «дружат» с показателями устойчивого развития города. Проекты создают, чтобы «засветиться» на более высоком уровне. А если разобраться, то их воплощение не развивает город.

- А чем грозит неустойчивое развитие?

   
   

- Среди городов с населением более 500 тыс. человек Нижний Новгород сегодня занимает первое место в мире по убыли населения в абсолютных и процентных данных. Почему так происходит? Мы каждый год «теряем» молодёжь. Отучившись здесь, она уезжает в Москву, Санкт-Петербург или за границу за лучшей жизнью. От нас уходит высокоинтеллектуальная рабочая сила и высококультурная социальная среда. Это главная потеря…

Берег обетованный

- В понимании простых людей развитие города связано со строительством новых объектов, в том числе жилых комплексов. В центре строить негде, осваивают совсем уж глухие городские окраины. Как вы относитесь к таким тенденциям?

- Человек должен пользоваться всеми центральными функциями города: посещать главные культурные события, водить детей в спортивные и развивающие секции, иметь возможность цивилизованно отдыхать. Живя на окраинах, это сложно делать. И получается, что люди существуют в неполноценной городской среде, откуда не доступна культурная и интеллектуальная жизнь мегаполиса. На окраинах создают такое гетто, где потребительские запросы формируются СМИ, а креативный потенциал не развивается. В итоге в городе формируется общий настрой, подобный тому, что нам знаком по пьесам Горького. И это в городе, где за сто лет индустриального развития возник высочайший инженерный и научный потенциал…

Уникальные географические и природные особенности Нижнего работают на его инвестиционную привлекательность. Наш золотой актив - самая длинная после Москвы береговая линия у крупных рек. Большая часть этой линии расположена в нижней части города. В советские годы здесь провели берегоукрепление, и большинство строительных инвестиций в эти территории будут успешны, если учесть мировую тенденцию - возвращать прибрежную территорию природе и людям для создания рекреационных зон.

- Экологи и градозащитники не будут против?

- Экологи и градозащитники в Нижнем хорошо знают мировой опыт. Здесь конфликт между теми, кто мыслит стратегически, и теми, кто хочет быстрой финансовой отдачи. Нужен долгосрочный план освоения территорий, а не проект ещё одного жилого комплекса. Вдоль берега в заречной части должна быть благоустроенная рекреационная зона, потом многоэтажная деловая застройка, третьим рядом - жилые дома, а потом - автомагистраль, чтобы дорога не загрязняла реку выбросами.

На окружающую среду отрицательно влияет именно дорожная инфраструктура. За 80 лет существования Канавинского моста мы получили на Стрелке зону экологического бедствия по уровню загрязнения почв.

Метро не панацея

- На ваш взгляд, почему нижегородцы категорически против застройки рекреационных зон храмами? Нижегородская епархия обещает благоустройство при воплощении таких проектов...

- Большинство горожан очень дорожит зелёными зонами в пешей доступности от дома. Люди привыкли там кататься на лыжах, бегать, гулять и хотят, чтобы территория сохраняла этот функционал. Хотя, если взять тот же парк «Дубки», по нашим последним исследованиям, на 60% его площади днём в воздухе превышена предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ. Но у людей нет перспективы, хотя рекреационный потенциал Ленинского района велик. Парки, безусловно, надо сохранять, но главное - надо создавать рекреационные зоны вокруг рек и озёр, приведя их в порядок.

- Одна из главных проблем развития города - избыток наземного транспорта. Многие считают, что выход из положения - дальше развивать метро. Насколько я знаю, вы против. Почему?

- С начала 1990-х гг. в Нижнем в полтора раза упала плотность населения, и нам метро как панацея от транспортных проблем не годится. Оно окупается только при высокой плотности населения. Поэтому не я противник метрополитена в Нижнем, а те, кто решит переселить людей на окраины и в пригороды. Всё же разумно достроить ещё две станции в мкр-н Мещерское озеро. Там самая высокая плотность населения в городе, и это единственное место, где дорогостоящее строительство новых веток подземки не принесёт убытков - всё компенсирует большой пассажиропоток. А всю систему метро уже сейчас нужно объединять с наземным и надземным рельсовым транспортом и автобусами, создавая пересадочные узлы и единую систему оплаты.

Если говорить о развитии Нижнего, то для этого нужна долгосрочная политика, а не логика: завтра придут федеральные деньги, и мы срочно должны их освоить…