Вперёд и вверх! Фуникулёр в Нижнем Новгороде обойдется без запчастей из ЕС?

Светлана Звонкова / "АиФ-Нижний Новгород"

Запасные части из страны Евросоюза больше не поставляют для Кремлёвского фуникулера, так быстро набравшего популярность у нижегородцев. Мало того что строили его не без сложностей и с переносом сроков, так теперь ещё и антироссийские санкции в ход подъёмника вмешаются? «Справимся!» – обещают власти. В ситуации разбирался nn.aif.ru.

   
   

Туристическая фишка

Запчасти для оборудования, благодаря которому работает новый фуникулёр в Нижегородском кремле, больше не будет поставлять в Россию австрийская компания. Об этом сообщил управляющий делами правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин на заседании комитета Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту и дорожному хозяйству.

Сотрудничество с партнёрами из Австрии прекращается из-за антироссийских санкций Евросоюза.

Сейчас рассматривается вопрос о передачи управления объектом на баланс российской организации – государственного предприятия Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости.

Строительство Кремлёвского фуникулёра продолжалось более трёх лет, а обсуждение, нужен ли он городу, – шло, наверно, десятилетие. Открыть подъёмник сначала планировали к 800-летию Нижнего Новгорода, но получилось это сделать в год, когда город получил звание «Культурной столицы России». Это символично.

Объект, по сути, воссоздаёт первый в России подъёмник-элеватор, открытый в 1896 году ко Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Правда, современный подъёмник работает не на водной, а на электрической тяге. Но идёт он тем же маршрутом, что был проложен в конце XIX века: соединяет кремль и улицу Рождественская в районе Ивановской башни.

Более того, фуникулёр – единственный подобный объект в стране, расположенный вблизи от объекта культурного наследия — стены Нижегородского кремля.

   
   

Торжественно открыли фуникулер 15 сентября 2024 года. Стоимость проекта ориентировочно составила 1,8 млрд руб. Всего за месяц им воспользовались почти 58 тыс. человек, а выручка от продажи билетов составила 11,3 млн руб.

И что теперь – неужели без иностранных запчастей новая туристическая фишка города замрёт?

«Кремлёвский фуникулёр работает в штатном режиме. Для его бесперебойной работы есть всё необходимое. Специалисты следят за этим», – уточнили в управлении делами правительства Нижегородской области. Однако добавили: вопрос о замещения импортных элементов, которые могут понадобиться для дальнейшей эксплуатации фуникулёра, российскими продуктами или элементами из дружественных стран, прорабатывается.

Справимся сами

Нижегородцы в социальных сетях активно обсуждают ситуацию с фуникулёром.

«Не успели запустить – уже встанет!?»– пишет на странице «Нижний Новгород. Онлайн» пользователь под ником Марина М.

«А что, детали только в Австрии делают? Там какой-то уникальный сплав или станки индивидуальные?» – недоумевает Андрей А.

«Да что вы панику наводите! Всё можно самим сделать и на наших предприятиях», – успокаивает оппонентов пользователь Андрей О.

По мнению доктора экономических наук Александра Золотова, серьёзные проблемы с импортозамещением могут возникнуть, когда речь идёт о налаживании серийного производства. Но фуникулёр у нас один, а конкретную техническую задачу в России могли решить всегда – об этом говорит вся великая история нашей страны.

«Сколько нам после начала введения санкций грозили, что производство в стране встанет? Но всё работает. Да, есть отдельные проблемы с импортозамещением, но они решаются в том числе за счёт поставок из дружественных нам стран, – рассуждает эксперт. – Более того, у нас развиваются космические, авиационные программы, где речь идёт о высокотехнологичных составляющих и деталях, о микроэлектронике. Думаю, и проблему с деталями для фуникулёра, если такая есть, мы в России тоже решим».

Кстати

  • Ко Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижегородском кремле построили две линии элеваторов-фуникулёров на водной тяге – Кремлёвский (Ивановский) и Похвалинский.
  • Оба работали вплоть до 1927 года и были полноценной частью сети общественного транспорта города. Остановили их, когда в Нижнем Новгороде начала развиваться трамвайная сеть.

Всё идёт по рельсам

Модернизация трамвайного движения в Нижнем Новгороде продвигается с опережением графика, сообщает банк, кредитующий проект. В проекте, рассчитанном до 2026 года, следующие ключевые показатели:  поставка 170 новых трамваев, реконструкция 15 тяговых подстанций и трёх депо, а также обновление 149,3 км трамвайных путей, причём 39 км из них — по технологии «бесшумные рельсы».

Сейчас заменили уже 58 км одиночных путей и поставили 60 современных вагонов «МиНиН».

Всего для реализации проекта городу предоставлено более 3,7 млрд руб., в том числе транш из средств Фонда национального благосостояния.