«В караоке не пою». Врач-фониатр – о пользе молчания и вреде кальянов

Евгения Сыроваткина – единственный в Нижегородской области поющий врач. © / Евгения Сыроваткина, поющий врач / Из личного архивa

Евгения Сыроваткина – единственный в Нижегородской области поющий врач фониатр-оториноларинголог. Она умеет возвращать голос другим и сама обладает красивым колоратурным сопрано.    
   

Nn.aif.ru узнал у Евгении Андреевны, как звучать долгие годы. 

 

Досье
Евгения Сыроваткина. Родилась в г. Горьком. В 2009 г. окончила Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА, ныне ПИМУ) по специальности «Педиатрия». В 2011 г. закончила ординатуру НижГМА по специальности «Оториноларингология», в 2016 г. – вокальное отделение Нижегородского государственного музыкального училища им. М. А. Балакирева.

Крик и шёпот

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Евгения Андреевна, многие считают, что фониатр нужен только певцам за кулисами. Так ли это? Или оказаться на приёме у этого специалиста однажды может каждый?

Евгения Сыроваткина: – Фониатрия – это раздел оториноларингологии, который изучает различные патологии голоса – их ещё называют дисфонии – и их профилактику. Нарушения голоса могут встречаться не только у певцов и драматических артистов, но и у других специалистов речевых профессий: лекторов, дикторов, адвокатов, педагогов.

Любые существенные длительные голосовые нагрузки вредны для голосового аппарата. Они, например, ведут к формированию узлов на голосовых складках. Или может сформироваться гипертонус складок, когда человек всё время говорит в крикливой манере.

   
   

Вредит голосу запылённый и задымлённый воздух, поэтому среди наших пациентов встречаются работники вредных производств.

Один из главных симптомов, который сигнализирует о необходимости обратиться с врачу-фониатру, – осиплость. Она может возникнуть при разных заболеваниях – от ларингита до новообразований на голосовых складках. Иногда голос сипнет из-за психоэмоциональных факторов, и здесь фониатрам приходится работать в связке с неврологами, а порой даже с психотерапевтами.

Осиплость голоса – достаточно распространённое явление среди подростков, связанное с мутационными изменениями в период пубертата. Особенно это заметно у детей, занимающихся вокальной и хоровой деятельностью. Кроме обычных изменений такого периода, подростков зачастую может не устраивать качество и звучание своего голоса. Подросток замыкается в себе и постепенно под влиянием стрессовых факторов уходит в шёпот.

– Современные подростки ещё очень увлекаются курением вейпов. Это наверняка здоровья голосу не прибавляет?

– Обычные и электронные сигареты, кальяны, вейпы – всё это крайне негативно влияет на голос человека. Выкуривая один кальян, вы наносите гортани и голосовым связкам вред, сопоставимый со ста выкуренными сигаретами.

Вейпы опасны нагреванием до высоких температур смесей, которые заправляются в картридж. Вещества, нагреваясь, превращаются в канцерогены. Доказано, что при курении вейпа многократно возрастают риски аллергических отёчных состояний и даже онкозаболеваний. У пациентов, длительное время курящих вейпы, я наблюдала хронические воспалительные состояния гортани, как будто у человека затянувшееся респираторное заболевание.

– А коньяк для голоса полезен? Хорошим звучанием голоса пьющие люди не отличаются…

– Коньяк, как и любой другой алкоголь, звучания голосу не добавляет. Он, скорее, может снимать некие психологические зажимы, например, когда человек готовится к выступлению на сцене, отсюда и пошёл этот миф.

Тем, чья профессия связана с голосовыми нагрузками, я бы посоветовала через каждые 45-50 минут непрерывной работы молчать по 15-20 минут. Когда есть проблемы с голосом, нежелательно слушать чужое пение, поскольку идёт пассивная фонация – непроизвольное мышечное повторение услышанного, и голосовой аппарат перегружается.

В обычной жизни голос любит увлажнённый воздух, правильный питьевой режим, неострую и некопчёную пищу. Мороженое, орехи, семечки и газировка нежелательны в дни вокальных нагрузок.

Гортань зависит от гормонов

– Сегодня модно рано отдавать детей заниматься вокалом. Как вы относитесь к этой тенденции?

– Во-первых, надо различать академический, эстрадный и народный вокал. Методика и постановка голоса здесь совершенно разная. Мозг запоминает определённую работу и положение мышц, формируется тип дыхания. Смешивать разные стили вокала в обучении не рекомендуется – происходит «раскоординация» голосового аппарата.

Прежде чем отдать ребёнка заниматься вокалом, я рекомендовала бы родителям показать его врачу-фониатру. Иногда мы видим детей, у которых к трём годам на голосовых складках уже есть узлы, поскольку малыш, в том числе из-за психоэмоциональных проблем, был крикливым с рождения.

На мой взгляд, до семи лет профессионально обучать детей вокалу всё же не нужно. У ребёнка ещё до конца не сформирована лобная доля головного мозга. Она отвечает за моторные навыки, к которым также можно отнести пение.

– Голос способен стареть?

– Голос с годами меняется, поскольку гортань – гормонозависимый орган и состояние голосовых связок напрямую зависит от гормонального фона человека. Например, женщинам-вокалисткам всегда рекомендуется не петь в критические дни. Многие, к сожалению, этим правилом пренебрегают, а закончится всё может кровоизлиянием в голосовые складки, полным длительным голосовым покоем и сложным лечением.

Голос у женщин меняется в период беременности, лактации, приёма контрацептивов.

Что касается мужских голосов, они также меняются в течение жизни. Яркие изменения в голосе мальчиков происходят в период мутации в возрасте 13-15 лет. К 18-20 годам голос практически сформирован, но «вокальный» голос, обертональная окраска «дозревает» с возрастом.

Голос открылся в 18

– Насколько я знаю, вам удалось поработать с некоторыми звёздами российской эстрады во время их гастролей в Нижнем Новгороде. Капризные пациенты?

– Имён я раскрывать не буду, но дежурить за кулисами приходилось не раз. Те же звёзды эстрады болеют, устают, как и все люди, – всё это сказывается на голосе, а отменить выступление не всегда возможно. Кому попало они свой голосовой аппарат не доверят, поэтому есть свои нюансы в общении с такими пациентами. При помощи различных манипуляций голос можно привести в норму и облегчить состояние вокалиста.

– Вам, наверное, проще чем другим коллегам, понять поющих людей, поскольку у вас, кроме медицинского, есть и музыкальное образование? По сути, вы поющий фониатр!

– Академический оперный голос у меня впервые открылся в 18 лет – колоратурное сопрано.

Шесть лет я занималась с педагогом, которая мне голос раскрыла и поставила. Но я решила не изменять детской мечте стать лор-врачом.

Успехи на вокальном поприще были. Например, я получила президентскую премию по поддержке талантливой молодёжи в номинации «Академический вокал» – потом потратила её на то, чтобы как раз выучиться на фониатра.

Окончив ординатуру, я осознанно поступила в музыкальное училище. Это очень помогло понять тонкости вокального искусства изнутри, что даёт мне возможность, как врачу и как вокалисту увидеть проблему технического плана и дать нужные рекомендации исходя из своего вокального опыта. У меня самой были активные концертные выступления. Сейчас из-за загруженности по основной профессии их нет, но иногда радую близких и коллег.

– В караоке любите петь?

– Караоке – не самая полезная для голоса вещь, подсадить его там можно очень быстро. Были у меня такие пациенты – в порыве творческого куража громкость голоса не контролируется и в итоге люди не поют, а кричат. Как результат – узлы или полипы на связках.

Плюс в караоке часто певцов окружает сценический, табачный, кальянный дым. Дымовая завеса способна оседать в гортани. Профессионалы, как правило, в караоке не поют.