Учиться на своих победах. Как будут готовить учителей в новые времена

Есть профессии, востребованные во все времена. Одна из них – учитель. Во время пандемии ценность педагогов стала особенно очевидна.

   
   

Обгоняя само время

У Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, наряду с образовательной, есть важная социальная функция. Вуз вместе с региональным министерством образования первыми в стране запустили проект «Нижегородский волонтёр дистанта»: преподаватели и студенты помогали учителям и школьникам адаптироваться к условиям дистанционного образования. Кроме того, вместе с департаментом образования Нижнего Новгорода вуз воплотил проект по включению студентов вуза в воспитательную работу в дистанционном формате.

«Цифровая инфраструктура педагогического вуза должна опережать цифровую трансформацию школы, – уверена врио ректора Мининского университета Елена Илалтдинова. – Наши преподаватели и студенты должны владеть новыми практиками, которые в школу придут завтра. Пока мы с этим справляемся. Но наша задача – чтобы каждый студент на кончиках пальцев почувствовал лёгкость использования этих ресурсов».

Педагоги завтрашнего дня

Сейчас вуз готовит специалистов по 150 программам. Однако 60% абитуриентов отдают предпочтение педагогике и связанным с ней специальностям.

В приёмную кампанию-2020 вуз набрал 1169 абитуриентов на бюджетные места. Это на 68 человек больше, чем в 2019 году. На этот раз самой востребованной у поступающих специальностью стала «Логопедия». На втором месте – профили педагогического образования с иностранными языками – европейскими и китайским.

Сейчас в России уделяют пристальное внимание инклюзивному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Педагогический вуз не остался в стороне – в 2020 году 33 человека с ОВЗ стали его студентами.

«У нас есть программы, которые меняют исследовательскую культуру в университете. Например, магистерская программа «Международное образование», её вуз реализует вместе с Университетом образования Гонконга, – продолжает Елена Илалтдинова. – Мы берём их исследовательский протокол, их требования к нулевому плагиату для исследовательских работ. Такие программы влекут за собой изменения в вузе, а значит, меняют систему подготовки учителей в регионе и стране».

   
   

Вуз активно работает с министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области. Разработаны программы взаимодействия с «Кванториумами» и «Точками роста». Полноценная подготовка педагогов была бы невозможна без выстраивания многогранных связей с образовательными учреждениями региона.