Только спокойствие! Как сберечь душевное здоровье в коронакризис

«Мы выйдем из пандемии другими людьми», – то и дело говорили и писали на её старте. Какими же мы стали? Тревожными, конфликтными, боязливыми. Уверенности в завтрашнем дне явно не прибавилось. Как привести себя в норму?

   
   

«Мы все умрём!»

Наталья из Нижнего Новгорода всегда была дамой мнительной, особенно когда речь о здоровье. В её семье дважды в год все дружно на всякий случай «травили» паразитов, которые то ли были в организме, то ли нет. Если хоть что-то беспокоит – сразу к врачу…

Пандемия всё обострила ещё больше. Наталья ещё и работу потеряла – уволили её из небольшого ювелирного магазина. Женщина осталась один на один с горькими думами и телевизионными каналами – муж стал единственным кормильцем в семье. А супруга каждый вечер встречала его то в слезах, то просто мрачнее тучи с одним посылом: мы скоро все умрём.

Наталья взялась читать подборки о коронавирусе в соцсетях, псевдонаучные статьи, одну страшнее другой, рассылала их родным и друзьям. Некоторые перестали с ней общаться. 

Муж даже пригрозил разводом, если она не прекратит терроризировать его негативной информацией. Тогда Наталья решила уехать от цивилизации на дачу. Природа и простой труд вернули ей душевный покой…

Мыть руки и опасаться заговора

Лариса из Ярославля живёт одна, в период самоизоляции решила не встречаться ни с сыном, живущим отдельно, ни с другими родственниками. И офис её три месяца не работал. Лариса сидела дома, просыпалась поздно, вяло слонялась по квартире, старалась лишний раз никуда не выходить.

Всё это не прошло бесследно. Во-первых, теперь Лариса Витальевна идеально чистоплотна. Если до чего-то дотронулась, тут же появлялось ощущение грязных и соответственно заразных рук. Санитайзер идёт в ход постоянно – после того как закрыла двери в подъезде,  вошла в магазин, после того как набрала продуктов, затем когда рассчиталась на кассе, вышла на улицу, перед входом в автобус и после выхода... И дома сразу протирает все пакеты, дверные ручки, упаковки продуктов. Это уже навязчивая привычка.    
   

А ещё Лариса стала бояться нехватки продуктов. Ещё в начале марта она запасла крупы и консервы, а сейчас и не собирается уменьшать закрома. Правда, в связи с этим появилось новое хобби: женщина каждый день готовит из запасов разные блюда и постит на своей страничке в соцсетях их фото, обсуждает рецепты и удачи на кухне с «френдами». Теперь это часть жизни.

Рязанка Елена работает педагогом в школе. Во время пандемии коронавируса, как и все, перешла на удалёнку. Признаётся: организовать учебный процесс было сложно. Дети разные. Кто-то понимает информацию с полуслова, а кому-то без живого диалога не разобраться…

Тем не менее, свободного времени стало побольше. И тогда Елена стала изучать в Интернете политические темы. Озаботилась в том числе проблемой цифрового плена, когда вся жизнь человека перемещается в Сеть, и там её очень легко контролировать, взять под колпак…

«Многие говорят о том, что нас всё активнее втягивают в виртуальное пространство, – делится Елена. – И вот дистанционное образование в период пандемии вышло на государственный уровень. Сомневаюсь, что это было случайно. По-моему, нас просто готовили к будущему!»

Пока, считает рязанка, это всё кажется фантастикой. Но цифровой плен, на её взгляд, становится сильнее с каждым днём. И, по мнению Елены, это не к добру. Всё-таки традиционное образование в России всегда было одним из лучших в мире, потому что оно учит цельному восприятию мира. Но если так и продолжится, образование утратит свои сильные стороны…

Потерял всё и сразу

У владимирца Ивана на повестке дня проблемы гораздо более насущные, чем мировой цифровой заговор. События последних месяцев не просто пошатнули его душевное равновесие – отправили в нокаут. Сначала закрыли вещевой рынок, где у Ивана была единственная торговая точка. Уволился продавец – ему не понравилось предложение уйти в долгий неоплачиваемый отпуск. Затем, после месяца совместной самоизоляции, Иван расстался с девушкой. Оказалось, они плохо друг друга знали, хотя встречались больше года.

Иван впал в глубочайшую депрессию. Перестал видеться (даже онлайн) с друзьями, неохотно отвечал на звонки родных. Фильмы, книги, спорт – всё, что раньше его увлекало, потеряло ценность. Даже еда казалась безвкусной. Пустоту в душе он стал заливать спиртным.

В какой-то момент Иван понял: если не возьмёт себя в руки, до полной победы человечества над коронавирусом попросту не доживёт. Сделал над собой титанические усилия, бросил вредные привычки, возобновил домашние тренировки и, самое главное, обратился за квалифицированной помощью к психологу, с которым стал общаться по видеосвязи.

Сейчас Ивану значительно лучше. Он даже рад, что пережил такие испытания. Говорит, что по-новому взглянул на мир. Как тут не вспомнить избитую, но от того не менее мудрую мыль: «Всё, что нас не убивает, – делает сильнее…»

Нет внутренней холодной войне

По данным статистики, около 20% людей даже в спокойные времена и в благоприятных условиях подвержены тревожным расстройствам. Что говорить про грозный 2020-й? Он многих расстроил.

«Конечно, тревожных расстройств становится больше, когда бояться действительно есть чего, - говорит Виктор Гурский, психотерапевт  (Нижний Новгород). -  Сейчас добавляет неприятных мыслей и ощущений и обстановка вокруг: социальная дистанция, прохожие в масках и перчатках, невозможность путешествовать, отвлечься...

Да что говорить: даже если коронавирус у тебя позади и ты его победил, может возникнуть психосоматическое расстройство. Такие люди ощущают некий физический дискомфорт, вызванный нервными переживаниями.

Кроме того, с экранов телевизоров, из Сети на всех сваливается ком информации, защититься от которой многие не в силах. Я вообще бы посоветовал внимательнее относиться к тому, что вы смотрите и читаете. Здесь необходима информационная гигиена. Новости во все времена есть разные. Про тот же коронавирус можно говорить взвешенно и рационально, а можно кричать: «Мы все умрём!»

Часто с негативными состояниями не надо бороться. Те же тревога и страх характерны для любого живого человека. Надо разобраться, в чём причина, научиться контролировать эмоции. А вот борьба с собственными эмоциями часто провоцирует внутреннюю холодную войну.

Насторожитесь, если у вас начались расстройства сна, фобии, если вы начали совершать ритуальные действия – например, навязчивым стало желание постоянно мыть и обрабатывать руки специальными растворами. Если вы чувствуете, что не справляетесь, то нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к специалистам!

С не такими значительными проявлениями тревоги попробуйте покончить сами. Во-первых, вспомните: отличие человека от животного в том, что мы способны себе многое воображать, накручивать себя, а потом испытывать от этого тягостное психологическое состояние. Но можно действовать и в обратном направлении: говорить себе, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Лучшее в любой кризисной ситуации – сохранять спокойствие».

Простые советы  от Виктора Гурского

Часто самое большое беспокойство у нас вызывает непонятное будущее: что там дальше? Надо уметь планировать, чтобы делать будущее понятным.

Например, скажите себе: «Я всё равно отмечу свой день рождения». Или «Новый год обязательно будет». И, конечно, можно и нужно планировать занятия на каждые выходные.

Кстати, Российская компания КРОС исследовала «Национальный индекс тревожностей», ранжируя фобии людей в различных регионах на основе анализа СМИ (135 тыс. сообщений) и социальных медиа (более 1,3 млн постов).

По версии составителей рейтинга, в Нижегородской области наряду с Дагестаном, Тывой, Карачаево-Черкессией, Приморским краем люди демонстрируют повышенный уровень тревожности по поводу недоверия к учёту заболевших коронавирусом. Они считают, что искажение данных (в первую очередь по смертности) сильно занижает цифры.

А в Ярославской области, так же как и в Свердловской, Самарской и Мурманской, исследователи увидели высокий уровень тревожных настроений, связанных с угрозой потери работы, разорением предприятий малого и среднего бизнеса.