Стоять, бояться. Удобно ли нижегородцам ждать общественный транспорт

Комфортные, чистые и «умные» остановки сосредоточены, как правило, в центре города. © / Елена Гордеева / АиФ-Нижний Новгород

Критическая ситуация с общественным транспортом даже в юбилейный год в столице ПФО меняется с трудом. Люди всё больше времени проводят на остановках. Есть ли в нашем мегаполисе условия для такого утомительного времяпрепровождения?

   
   

И дождь, и ветер…

Если проехать по улицам центра города, они полны основательных «умных» остановок, да и менее «умные» варианты павильонов выглядят вполне прилично.

«Лавка есть, боковые стёкла защищают от дождя и ветра. Что ещё нужно? – рассуждает жительница центра Наталья Миронова. – Раздражает, когда стёкла заклеивают афишами, но бумагу время от времени удаляют специальные службы».

В своё время остановки кое-где были соединены с торговыми павильонами. По словам Натальи Мироновой, ей такая идея нравилась: можно было воды или чего-то ещё заодно купить. Но теперь таких точек в центре Нижнего практически нет. И непонятно, почему, устанавливая «умные» остановки, в некоторых местах не снесли старые павильоны. Нагромождение разных конструкций не украшает место ожидания общественного транспорта.

Алексей Туманов из Автозаводского района вздыхает, что «умных» остановок на весь город не напасёшься. В спальных районах павильоны далеки от современных стандартов. По сути, это железные конструкции, изуродованные граффити и следами клея для объявлений. Стёкла там, как правило, давно выбиты.

«Лавки тоже часто измазаны непонятно чем, за чистотой никто не следит – лучше постоять лишний раз. Если дождь косой, то и крыша такой остановки не спасёт – стенок нет, промокнешь, – объясняет Алексей. – Мне нравились старые советские остановки – помните, такие кирпичные, глубокие, с крышей. Но почему-то они вечно становились общественным туалетом…»

За последние два года ни одна остановка общественного транспорта от рук вандалов не пострадала, сообщили «АиФ-НН» в Главном управлении МВД России по Нижегородской области. Но в любом случае за такие противоправные действия предусмотрено два вида ответственности – административная и уголовная. В первом случае наказание – штраф до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев. Во втором – до года исправительных работ. Есть ли ответственность за использование остановочного павильона как общественного туалета, в ведомстве затруднились ответить.    
   

Моют и красят

Всего в Нижнем Новгороде более 600 остановок общественного транспорта. Их модернизация продолжается, сообщили в администрации города. По концессионному соглашению с провайдером цифровых услуг и сервисов в Нижнем установили 334 «умные» остановки. Проблем с эксплуатацией павильонов нет, уверяют городские власти. Сейчас завершают пуско-наладочные работы и тестирование программного обеспечения ещё по 20 таким остановкам. Их охраной, страхованием, уборкой и техническим обслуживанием занимается провайдер.

Кроме того, в 2021 году мэрия обещает заменить на более современные 15 павильонов общественного транспорта в Нижегородском районе. Старые остановки в этих точках пришли в негодность, их демонтируют. Новые металлические павильоны планируют оборудовать прочным стеклом, лавочками, крышами. Конечно, главными требованиями к объектам стали соответствие эстетике города и удобство для жителей.

Собственник стандартных остановочных павильонов – муниципалитет. В городской администрации заявили, что специальные городские службы моют такие павильоны, красят их, удаляют несанкционированную рекламу.

Каждый пассажир общественного транспорта может оценить, качественно ли работают такие службы.

Не всегда по ГОСТу

Остановка должна быть не только комфортной и чистой, но и безопасной для ожидающих. Так бывает не всегда. В августе 2020 года на улице Заслонова водитель автобуса не справился с управлением и опрокинул павильон. Конструкция упала на женщину и девочку-подростка. Люди получили травмы.

Требования к безопасности остановок общественного транспорта в черте города чётко прописаны в ГОСТе 52766. Здесь указано, что, кроме павильона со скамьёй и урной, остановка должна быть оборудована остановочной и посадочной площадками, заездным «карманом», боковой разделительной полосой на дороге, тротуарами, пешеходными дорожками, дорожными знаками, ограждениями и пешеходным переходом.

«К сожалению, не все остановки в Нижнем Новгороде этому ГОСТу соответствуют. Мы выдаём администрации города предписания об устранении нарушений, но часто это вопрос дополнительного финансирования – говорит зам. начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и организационно-аналитической работы областного управления ГИБДД  Алексей Еремеев. – В центре города многие дороги в принципе не позволяют организовать заездные «карманы». Новые остановки, которые появляются в городе по плану развития транспортной схемы, как правило, всем пунктам ГОСТа уже соответствуют».

Временно недоступны

Почти невозможно найти в Нижнем Новгороде остановку, чтобы инвалид-колясочник без посторонней помощи смог войти оттуда в общественный транспорт или выйти из него.

«Остановочные павильоны, безусловно, должны стать частью доступной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, - считает Андрей Буланов, руководитель Нижегородской региональной общественной организации культурно-социально-трудовой реабилитации инвалидов-опорников и колясочников «Инватур». - Когда в городе начали проект с «умными» остановками, мы давали свои рекомендации, как сделать эти точки максимально комфортными для маломобильных людей. Но наши рекомендации учли не везде.

Порой остановочные павильоны стоят на платформе, на которую нельзя въехать на инвалидной коляске. Колясочнику приходится просто стоять рядом. Нередко павильоны ставят так, что перегораживают инвалидам свободный проезд по тротуару. Вдоль автобуса коляске уже не проехать.

Были вопросы по высоте расположения информационных панелей и их работе в солнечную погоду, когда поверхности бликуют. Это вызывает сложности у инвалидов по зрению.

Обычные, не «умные», павильоны также некомфортны для людей с ограниченными возможностями здоровья. У лавок нет специализированных поручней, и человек лишний раз туда не сядет, чтобы потом не вставать с большими проблемами. У лавок практически нет и поддерживающих спинок.

С одной стороны, мы закупаем дорогостоящие автобусы с подъёмными платформами, доступные людям с ограниченными возможностями. С другой – надо ещё ухитриться попасть в такой «правильный» общественный транспорт с остановки».

Языком цифр

  • 346 автобусных остановок на дорогах регионального и межмуниципального значения планируют заменить в 2021 году в регионе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
  • До 30 сентября предстоит восстановить посадочные площадки, заменить автопавильоны старого образца на стеклянные и железобетонные.
  • К 30 ноября 2021 года планируется также обновить 59 пешеходных переходов около остановочных павильонов.

(По данным «Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области»)