Заявление в танце. Как искусство помогает достучаться до чиновников

Деревня Ройка в Нижегородской области стала известна на всю страну благодаря музыкальным клипам © / Кадр YouTube

Что делать, когда написаны все официальные письма, жалобы, обращения, пройдены все инстанции, а проблема не решена? Жители деревни Ройка в Нижегородской области знают ответ — надо подойти к вопросу творчески. Их музыкальные клипы, рассказывающие о проблемах деревни, набирают тысячи просмотров в интернете.

   
   

Такой формат обращения к властям не нов — простые люди проявляют чудеса креатива, чтобы добиться решения своих вопросов. Иногда это приносит свои плоды.

«Ла-Ла Ройка»

Ройка — деревня в Кстовском районе, в пяти минутах езды от Нижнего Новгорода. Близость большого города дает о себе знать — в деревне активно идет строительство, туда переезжают семьи, которые хотели бы жить ближе к природе. Но есть здесь и проблемы, характерные для российской глубинки. Одна из них — узкая дорога на центральной улице населенного пункта, по которой каждый день проезжает большое количество автомобилей. Там не было ни тротуаров, ни освещения, ни знаков, ограничивающих скорость движения. Конечно, же такая дорога представляет большую опасность для детей и взрослых.

Люди писали и в местную администрацию, и в Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области. Ответы чиновников ситуацию никак не меняли, тогда жители сняли о своей проблеме клип по мотивам известного мюзикла «Ла-Ла Ленд». В нем снимались жители деревни и артисты из нижегородских коллективов, которые согласились помочь. Несмотря на скромный бюджет, клип, который назвали «Ла-Ла Ройка», оказался настолько хорош, что про него рассказали почти все местные и многие федеральные СМИ.

«Нужно снять настолько качественное видео, чтобы чиновники не смогли от него отмахнуться. Они научились писать отписки, но такой нестандартный подход их шокирует. Сейчас у нас нормальный диалог, и это радует», — говорит депутат сельского совета Сергей Рыбаков.

Ройкинцы просили пустить дорогу в объезд деревни, но этого добиться не удалось. Зато были установлены знаки ограничения скорости на въезде в населенный пункт, появились новые удобные для жителей автобусные маршруты, проектируется освещение улицы, в планах — установка лежачих полицейских.

Ответы без вопросов

Вдохновленные успехом, ройкинцы сняли еще один клип, посвященный наиболее актуальной сейчас теме — проблемам в здравоохранении. В Ройке нет ни аптеки, ни медпункта, в одном только Кстовском районе таких сел и деревень больше 100. В этих населенных пунктах живут около 50 тысяч человек.

   
   

Песня была посвящена вакцинации от коронавируса. Чтобы сделать прививку в родной деревне, жителям пришлось договариваться с городской поликлиникой в Нижнем Новгороде. Новый клип также имел большой успех и не остался без внимания чиновников.

«Забавная ситуация: после выхода клипа я получил от министерства здравоохранения Нижегородской области ответ на обращение, которое я не писал», — рассказал Сергей Рыбаков.

В ответе со ссылкой на федеральные нормативы говорится, что на участке врача общей практики должно быть не менее 1200 взрослых жителей, на терапевтическом участке в сельской местности — 1300 взрослых. Тем не менее, чиновники пообещали жителям деревни «Поезд здоровья» — такие лечебно-диагностические комплексы на колесах обслуживают жителей отдаленных сел в Нижегородской области. Но и тут не обошлось без проблем.

«Они смогут обслужить около 100—130 человек всего Ройкинского сельсовета, где проживает больше 6000 человек, — говорит Сергей Рыбаков. — К сожалению, у нас просто не хватает ресурсов для оказания медицинской помощи».

Жителям деревни предстоит решить еще много вопросов: общественный транспорт, ремонт уличного освещения, строительство колодцев, устройство рекреационной зоны и другое. Но люди не унывают.

«Мы решили изменить формат нашего общедеревенского схода и превратить его в праздник! Помимо организации схода, в планах пригласить фотографа, видеографа и вокально-инструментальную группу, организовать ярмарку, поставить аттракционы, а в конце мероприятия сделать пенную дискотеку. Так мы и решения примем по всем вопросам, и отдохнем, и конечно же, снимем новое видео», — поделился планами Сергей Рыбаков.

Единственных выход?

Пожалуй, одни из самых креативных людей в России — это обманутые дольщики. Чего только они не делают, чтобы привлечь внимание к своим проблемам! Они повидали столько чиновничьих отписок — на всю жизнь хватит.

В 2018 году недобросовестный застройщик жилого комплекса «Новинки Smart City» под Нижним Новгородом был признан банкротом. Без квартир остались 1906 человек, достроить дома было решено с участием Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства. Сначала стройка шла бодро, на строительных площадках присутствовало около 200—300 рабочих. Было сдано 400 из 1800 квартир, а затем темпы строительства значительно снизились. По данным дольщиков, на площадке сейчас работают всего около 30 человек. За один год им обещают достроить 17 домов, но люди не верят. Недавно они перепели хит группы «Агата Кристи» «Как на войне» и сняли клип про невыполненные обещания.

«Интернет и творческий подход — единственные инструменты дольщиков, способные хоть как-то повлиять на ситуацию», — говорят авторы клипа.

По словам представителя инициативной группы дольщиков Алексея Мартынова, после выхода видео ситуация пока никак не меняется. Однако особых надежд на это и не было.

Фото: Кадр YouTube

«Клип интересен только дольщикам, по большому счету, СМИ, сочувствующим людям. А чиновники реагируют на то, что вызывает больший резонанс: митинги, пикеты, палаточные городки, — говорит Алексей Мартынов. — Клип был сделан отдельными дольщиками, безусловно, чтобы еще раз напомнить о проблеме. Думаю, как элемент общей информационной борьбы, в которую входят пикеты, огромные надписи возле ЖК на полях, письма-запросы и так далее».