Школа покорителей воды. Где учат строить ГЭС?

Нижегородские гидротехники очень востребованы на рынке – и региональном, и российском. На фото – студенты на Богучарской ГЭС. © / ННГАСУ

80 лет назад в нашем городе зародилась школа строительства сложных гидротехнических сооружений. Сегодня эта школа - известная во всей России и далеко за пределами страны кафедра гидротехнических и транспортных сооружений Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Кто стоял у её истоков и чем она занята сегодня?

   
   

Кадры для грандиозных строек

В 1942 году в Горьковском инженерно-строительном институте им. В.П. Чкалова была создана кафедра гидротехнических сооружений. В те годы в СССР начиналось масштабное строительство гидротехнических сооружений – их возводили в Сибири, на Дальнем Востоке, целый каскад ГЭС на Волге.

Кадров для этой сложной и ответственной работы остро не хватало. Поэтому первый курс кафедры набрали и выпустили максимально быстро. Молодые инженеры, вчерашние выпускники отправились возводить Горьковскую ГЭС.

Были и те, кто остался работать на кафедре и начал создавать горьковскую школу гидротехники. Одно из направлений научной деятельности кафедры – известная во всей стране школа мерзлотоведения – занималась и занимается методами расчётов гидротехнических сооружений в зоне вечной мерзлоты.

Особое внимание кафедра уделяет региональным проектам.

«В Нижнем Новгороде работы много – здесь только береговая линия более 80 км, – говорит заведующий кафедрой гидротехнических и транспортных сооружений Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), доктор технических наук Илья Соболь. – Портовые сооружения, мультимодальные терминалы, берегоукрепительные объекты, объекты инженерной защиты инфраструктуры, защита от затоплений и подтоплений – вот те объекты в области, которыми мы занимаемся».

Кафедра продолжает участвовать в крупных российских проектах. Например, её специалисты занимались прогнозированием температурных и фильтрационных режимов работы крупных гидротехнических сооружений в Якутии и за Полярным кругом для одного из лидеров в области разведки, добычи и реализации алмазов. Нижегородские учёные создавали программный комплекс для нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры исследовали водохранилища Верхней Волги и составляли их цифровую информационную модель.

   
   

Научный коллектив гидротехников строительного университета не остался в стороне и от подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода. «Мы участвовали в разработке проектов реставрации Нижегородского кремля, Чкаловской лестницы, фуникулёра», – говорит Илья Станиславович.

Каждый из этих проектов, как правило, не имеет аналогов, а значит, движет вперёд развитие нижегородской строительной школы гидротехники.

Фото: ННГАСУ

От Мурманска до Москвы

И сегодня выпускники кафедры очень востребованы на рынке – и региональном, и российском. Многих ребят принимают на работу в атомную отрасль.

Вчерашние студенты едут работать в Москву, Санкт-Петербург, самые смелые отправляются на Север и Кавказ проектировать и строить ГЭС. Ждут наших гидротехников и на объектах в Арктике, чтобы возводить современную портовую инфраструктуру Северного морского пути.

«Нашу подготовку отличает универсальность. Кроме гидротехнических сооружений, выпускники могут заниматься конструированием, расчётами, проектированием в разных областях строительства, – продолжает Илья Соболь. – При такой востребованности наших специалистов есть и молодая научная подпитка для самой кафедры. Талантливые ребята преподают и учатся в аспирантуре, при этом успешно совмещая научную и образовательную деятельность с работой в управлении научных исследований, инноваций и проектных работ родного вуза».

Сотрудники кафедры видят перспективы в подготовке профессиональных кадров для региона и страны, в решении сложных наукоёмких задач, связанных с реальными объектами.

Справка
Кафедра гидротехнических и транспортных сооружений ННГАСУ образована в 2016 году путём слияния кафедры гидротехнических сооружений, созданной в 1942 году, с кафедрой автомобильных дорог.