Нижегородцы долго не забудут, как неудачно отреставрировали прекрасную советскую мозаику на фасаде бассейна в Автозаводском районе: красавец-пловец усилиями неизвестных горе-мастеров превратился в непропорциональное и нелепое посмешище.
Объектов монументально-декоративного искусства времён СССР в Нижегородской области немало. Пока немало. Чтобы люди смогли понять их ценность и красоту, специалисты создали онлайн-карту таких произведений.
В метро, как в музей
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Александр Валерьевич, в Нижегородской области принято с придыханием говорить о сохранении деревянного зодчества. Почему вы с коллегами обратились к советскому монументальному искусству?
Александр Казарин: – Советское монументально-декоративное искусство в Нижегородской области пока ещё выглядит относительно хорошо, остроту вопроса о его сохранении многие не видят. А проблема есть. Против деревянного зодчества работают естественные факторы, а против витражей, мозаик, рельефов, живописи, созданных в советские годы, работаем мы сами.
Чаще всего произведения монументально-декоративного искусства находятся на крупных производственных или инфраструктурных объектах, и ремонтировать их собственник не стремится – дорого. Часто произведения закрывают гипсокартоном, замазывают штукатуркой или скалывают – был такой пример недавно в Выксе.
То есть советское монументально-декоративное искусство мы должны в какой-то степени беречь от самих себя. Важно понимать: это не просто безвозмездный подарок, а огромный труд наших предшественников.
Если углубиться в историю, в советские годы в таком искусстве был значительный идеологический подтекст. Речь шла о продвижении ценностей того общества. Но большинство произведений на самом деле посвящено не Ленину или партии – они про нормальные отношения между людьми. Финансировалось такое искусство очень хорошо, и его примеры по всей стране можно видеть на фасадах жилых домов, домах культуры, дворцах спорта, поликлиниках, детских садах, в метро...
Если произведения размещали на территории предприятий, то согласовывали их непосредственно с заказчиком. Но всё, что выносилось в публичное пространство, согласовывалось с художественным советом.
В работах использовали натуральные камни (мрамор разных оттенков и гранит), смальту (кусочки варёного стекла, расколотые на мелкие фрагменты) и керамическую цветную плитку. В зависимости от задач произведения материалы для их создания брали разные. Например, в фойе Московского вокзала есть очень крупные мозаики из мрамора и смальты. Материалы дополняют военно-революционный настрой изображения. Детские же сюжеты чаще выкладывали из цветной керамической плитки.
– В чём особенность нижегородских мозаик и рельефов, созданных в советские годы?
– Я бы сказал, что они более конкретные и иллюстративные, чем другие. У нас меньше абстрактных образов.
Вы знаете, когда приезжаешь в города вроде Сургута, Нефтеюганска, Норильска, и везде стоят безликие многоэтажки, начинаешь понимать, сколько вокруг нас интересного есть в Нижнем Новгороде! В Нижегородское метро можно ходить, как в музей, настолько там с точки зрения украшения интерьера всё было грамотно и хорошо сделано! Но мы, к сожалению, бежим мимо этой красоты.
По сути, любое монументальное искусство – это удел государства богатого и сильного. Такое государство готово уделять внимание не только базовым потребностям граждан, но и их идеологическому эстетическому воспитанию, как бы это пафосно ни звучало. Когда ты изо дня в день видишь художественный образ с определённым подтекстом, он у тебя на подкорке откладывается.
Многослойная история
– Вы собрали информацию о 179 объектах по всей области. Как вы о них узнавали?
– Из разных источников – единого перечня таких объектов нет. Ехали на место, расспрашивали местных жителей о дате создания объекта. Кто-то имена художников даже вспомнил. Воинские части, где тоже много монументально-декоративного искусства, сохранили архивы. Вообще работа сложная...
Сверхзадача нашего проекта – способствовать тому, чтобы объекты, которые нам удалось обнаружить, привели в нормальный вид. Усилий на это нужно значительно меньше, чем в случае с деревянным зодчеством.
Мы всё ищем точки туристического притяжения, так вот они! Любая история, история города в том числе, не ограничивается только древностью, есть и другие культурные слои. Аналогов советскому монументально-декоративному искусству, нижегородскому в том числе, в других странах нет. Это наш уникальный опыт.
– Местные жители с трепетом относятся к объектам советского художественного наследия?
– Вспомните: шум вокруг неудачной реставрации мозаики с пловцом в Автозаводском районе подняли именно местные жители. Люди возмутились, что им на такую безвкусицу предлагают каждый день смотреть.
Другой пример: в Тоншаеве был стандартный дом культуры 1979 года постройки, но с хорошо сохранившейся мозаикой на фасаде. ДК отремонтировали по нацпроекту «Культура» и сохранили мозаику. Это стало изюминкой рабочего посёлка.
А где-то во время ремонта предпочли скрыть красоту за навесными фасадами. Получились безликие здания, как везде. Уровень нашего понимания тех или иных ценностей часто определяет наши действия.
Увидит только Собчак
– Какие объекты, обозначенные на онлайн-карте, обязательно надо успеть увидеть?
– На сайте проекта мы составили топ-10 объектов, интересных и с художественной, и с общественной точки зрения. Например, в небольшом городе Володарске есть уникальное для Нижегородской области большое рельефное изображение, декорированное керамической плиткой. В центре композиции – солнечный лик с лучами, которые к краям мозаики превращаются в цветочные лепестки. Увы, такая красота погибает на наших глазах.
Или взять мозаику «Подводный мир» в Дзержинске. Здесь керамическую плитку выкладывали на объёмные фрагменты, предварительно изготовленные в заводских условиях. В мозаике нет ни одного повторяющегося элемента, она уникальна.
В Нижнем Новгороде около стадиона «Старт» в Сормове есть девятиэтажный жилой дом. Там находится огромная мозаика, выложенная к Олимпиаде-80. От неё дух захватывает! К сожалению, без ремонта и это произведение медленно погибает.
В том же Сормове, в Седьмом микрорайоне, стоит детский сад с чудесной советской мозаикой. Заведующая получила финансирование, чтобы здание утеплить. Денег хватит, чтобы сделать это только с внешней стороны... Человек понимает ценность мозаики, но что делать – произведение придётся закрывать…
Если вдуматься, то стрит-арт, который сегодня мы обозначаем как точку туристического притяжения наших городов, можно назвать современным переосмыслением и преемственностью монументально-декоративного искусства времён СССР.
– Сейчас можно мозаики, витражи, рельефы переносить в частные интерьеры. Телеведущая Ксения Собчак так украсила свой новый дом. Как вы к этому относитесь?
– На мой взгляд, это не более чем попытка выделиться и поймать модную волну. Как правило, любое произведение советского художественного наследия было территориально и тематически привязано к чему-то. Это музей под открытым небом, и доступен он должен быть всем!
Кстати, на нашей онлайн-карте размещены объекты, посетить которые можно без риска для здоровья. Ко многим другим неплохо сохранившимся работам, увы, даже попасть сложно...