В Нижегородской области многие одинокие пожилые люди нуждаются в помощи. Пандемия показала это особенно. Кто и как занимается этой проблемой на государственном уровне? А кто готов стать волонтёром и поддержать «чужих» стариков?
От покупок до досуга
80-летняя Ольга Петрова признаётся: весна-2020 выдалась у неё непростая. Мало того что коронавирус начал циркулировать, так незадолго до пандемии пожилая женщина сломала ногу. А соседка, которая иногда ходила для неё за продуктами, уехала пережидать инфекцию на дачу.
«Сначала я доедала небольшие запасы, которые сделала до перелома, – вспоминает Ольга Ивановна. – А потом два дня ничего не ела, потому что продуктов вообще не было. Хотела уже прохожих попросить сходить за едой, но я живу на восьмом этаже – не докричишься. Детей у меня нет, родственники давно живут в других городах, а близкие подруги, увы, уже умерли».
Пожилую женщину от голодной смерти спас звонок в дверь. На пороге стояли молодые люди с контейнерами еды. Сообщили, что до конца карантина будут каждый день снабжать пенсионерку горячими завтраками, обедами и ужинами. Ольга Васильевна расплакалась от радости. А ещё её спасители посоветовали женщине обратиться в соцзащиту, чтобы ей помогали и после снятия ограничительных мер.
По закону право получить от государства социальные услуги могут люди с инвалидностью, женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет. Правда, вам откажут, если вы страдаете психическим заболеванием, алкоголизмом или больны туберкулёзом в открытой форме.
Как сообщили «АиФ-НН» в министерстве социальной политики Нижегородской области, если нужно, чтобы пожилого человека посещал работник социальной службы на дому, предварительно он оформляет договор с социальными органами в территориальном отделении соцзащиты. Там комиссия должна будет ещё изучить представленные в соцзащиту документы – на это уйдёт максимум десять дней.
Какая помощь и в каком объёме потребуется одинокому пожилому человеку, определят исходя из его потребностей. Социальная услуга может быть разной – от покупки продуктов до организации досуга. Договор с соцзащитой подписывает сам пожилой человек или его доверенное лицо. Соглашение действительно год, затем оно автоматически продлевается.
Дорога к храму
Уже шесть лет Нижегородская епархия помогает одиноким пожилым людям. Поначалу поддерживали стариков, находящихся в больницах в Нижнем Новгороде и области. Однако в пандемию церковные волонтёры переключились на адресную помощь на дому. При каждом центральном храме в районах области и в областном центре есть продуктовый и вещевой склад, куда обращаются нуждающиеся. Есть и волонтёрская епархиальная организация. Эти люди и приносили продукты на дом старикам.
«До пандемии специальной программы помощи пожилым людям у нас не было. Но сейчас занимаемся её разработкой. Тема востребованная, – говорит руководитель медико-социального отдела Нижегородской епархии иерей Дионисий Чибиряев. – Кроме покупки продуктов, волонтёры готовы заняться решением бытовых вопросов. У нас есть опыт занятий с пожилыми людьми фитнесом, проводили мы и просветительские лекции по общим вопросам сохранения здоровья».
Кроме того, в епархии поняли, что у одиноких пожилых людей очень востребовано горячее питание на дом. Договорились с несколькими точками общепита, что волонтёры будут разносить готовые обеды в одноразовой посуде по адресам нуждающихся. В планах у епархии – подготовка людей, способных помочь в уходе за маломобильными пожилыми людьми.
Конечно, добровольцы поддерживают подопечных и духовно. Тем более что помощи у церкви, как правило, просят люди верующие. При желании к старикам на дом приходят священнослужители – исповедуют, по необходимости причащают и соборуют.
По словам отца Дионисия Чибиряева, часто одинокими при живых родственниках остаются старики, чьи дети страдают разными зависимостями – увлекаются алкоголем, наркотиками, азартными играми. Случается, что родные слишком заняты своей семьёй и хотят жить для своих детей, забывая о собственных родителях.
«Мы готовы помочь едой, уборкой, уходом, – продолжает Дионисий Чибиряев. – Но порой люди умирают от тоски, осознавая, что есть дети, которые им просто не позвонили. Здесь ни один волонтёр не поможет».
Помыть окно и поговорить
До пандемии в «Нижегородскую службу добровольцев» традиционно обращалось много одиноких пожилых людей. Запросы одни и те же: помочь убраться, сходить в магазин или аптеку, что-то починить по мелочи. Иногда просили поймать кошку или кота, которые сбежали в открытую дверь, а то и сиганули в форточку томным мартовским вечером. Перед тем как помочь, в организации уточняют: это действительно больше некому сделать? Когда в регионе действовали жёсткие ограничительные меры, добровольцы подключились к общероссийской акции «Мы вместе». Каждое утро с начала апреля во все управления социальной защиты населения в разных районах Нижнего привозили наборы горячей еды: завтрак, обед и ужин. Всё это развозили по списку адресов, составленному соцзащитой. Такую помощь планируют вновь наладить, если регион накроет вторая волна коронавирусной инфекции.
Родственников, оставивших старика коротать остаток дней в одиночестве, волонтёры стараются не осуждать. Жизнь сложная и разная. В любом случае пожилой больной человек не должен сидеть голодным. Главное – помочь здесь и сейчас, если просят.
Свидетельство жизни
Пожилым людям важно быть нужными окружающим.
«Дети современных стариков – те, кому сейчас 50+. Это поколение уже не строило новую страну и не терпело послевоенных лишений, - говорит психолог Марина Локоткова. - В детстве у него было достаточно многое. Это так называемые «дети застоя». Увы, многие из них выросли эгоистами. Немало людей, переживших сложные перестроечные годы, имеют зависимости, чаще всего алкогольную. Вот и остаются старики одинокими при живых детях.
На мой взгляд, ситуация будет ухудшаться год от года, потому что новое поколение растёт в отрыве от семьи. Кроме того, сейчас многие живут далеко от родителей. Думаю, в связи с этим количество волонтёров и социальных работников, помогающих старикам, в нашей стране будет только увеличиваться. Конечно, уменьшает риск одинокой старости воспитание ребёнка в духе здорового уважения к родителям, благодарности к ним.
Между тем многим в пожилом возрасте важно не просто не оставаться одному в квартире. Людям хочется не отдаляться от социальной жизни. В психологии есть такое понятие – «свидетельство жизни»: пока я нужен кому-то, я живой.
Потребность быть членом социума у многих людей более базовая, чем даже потребность бытового комфорта. Статистика говорит: в хороших домах престарелых продолжительность жизни постояльцев больше, чем у одиноких стариков».
Языком цифр
Свыше 60 тыс. человек в регионе находятся на постоянном социальном обслуживании дома или в стационаре.
Больше 700 тыс. человек в год регулярно обращаются за различными консультациями в организации социального обслуживания.
117 организаций для граждан пожилого возраста и инвалидов в Нижегородской области ведут социальное обслуживание на дому.
55 негосударственных организаций состоят в реестре поставщиков социальных услуг в регионе.
(По данным министерства социальной политики Нижегородской области.)