Во дворах Нижнего, готовясь к 800-летию, наводят лоск, монтируют новые детские и спортивные площадки. А ещё сносят старые хозяйственные постройки, где запасливые жители хранят порой совершенно не нужное нажитое.
Зачем жителям многоквартирных домов собственные сараи? И законны ли такие объекты на общей придомовой территории?
Хлам под прикрытием
Сормович Юрий Зотов категорически против сноса сараев возле многоквартирного деревянного дома, где он проживает. Хозяйственную постройку он вместе с соседом соорудил своими руками лет 20 назад. Да, теперь она кое-где покосилась, доски подгнили, но в общем и целом пользоваться можно.
В основном Юрий Алексеевич хранит в сарае всякую ненужную бытовую мелочь: пустые банки, остатки строительных материалов, старую одежду (а вдруг ещё пригодится?). Самый крупногабаритный объект хранения – неработающий холодильник времён СССР.
Ценных вещей в такой сарай не положишь – был печальный опыт. Как-то, срезав замок, из сарая украли дрель и перфоратор. Банки с солениями тоже приходится хранить дома, поскольку, охотясь за ними, воришки ещё несколько раз вскрывали хлипкую постройку во дворе.
«Стоит сарай, никому не мешает, чего его трогать! Соседи уже привыкли к нему, хотя, когда строили, некоторые возмущались, – рассуждает Юрий Зотов. – Балкона или кладовки у нас дома нет, а хранить добро-то где-то надо. В сарае я периодически делаю ревизию, у меня там хлама не лежит. Если хотите сарай снести, предоставьте людям какие-нибудь контейнеры для хранения вещей».
Есть у сооружения во дворе ещё одно полезное назначение – иногда Юрий Алексеевич уходит туда, когда ссорится с женой. Внутри есть стул и стол. Чем не мастерская, где можно спокойно посидеть и что-то починить, пока буря уляжется?
Андрей Сазонов с улицы Чонгарской рад, что около дома его родителей двухэтажных сараев нет уже как минимум лет десять. Говорит, что эти постройки уродовали своим видом двор и постоянно становились центром каких-то неприятностей.
«Одно время их постоянно вскрывали в поисках цветного металла, солений или чего-либо ценного, – вспоминает Андрей Сазонов. – В детстве украли оттуда мой велосипед «Школьник». Как я плакал! Потом горел сарай этот, затем одну из заброшенных секций облюбовали бомжи-пьяницы. Когда снесли, все вздохнули с облегчением!»
Андрей считает, что втащить свой хлам во двор, пусть даже под прикрытием, нельзя. На месте сараек может появиться детская площадка или лавочки с клумбой, они принесут гораздо больше радости и пользы всем жителям двора, чем неприглядные строения.
Горят ясно
Мало кто помнит, но изначально сараи во дворе, особенно в районах первых народных строек в Нижнем, были просто необходимы. В домах не было газа, на кухне стояли дровяные печи. Сараи сооружали для хранения дров.
Потом в такие дома постепенно провели газ, и сараи стали складом барахла и головной болью для пожарных. Вспыхивают такие строения быстро и горят ясно, огонь того и гляди перекинется на жилые дома.
20 июля 2021 года дотла сгорели сараи на улице Сафронова в Нижнем Новгороде. По словам очевидцев, сараи подожгли школьники, игравшие рядом. Местный житель пытался спасти свою машину, припаркованную неподалёку. Авто обгорело, а с ним и рука владельца.
Только за 2021 год в Нижнем Новгороде огонь уничтожил 16 надворных построек (сараев) на общей площади 516 кв. м, сообщили «АиФ-НН» в Главном управлении МЧС России по региону.
При этом пожаров и загораний в бесхозных, ветхих, аварийных хозяйственных строениях только больше.
Дети такие объекты зачастую используют для игр, а люди без определённого места жительства – для ночёвки и распития спиртного. Порой виновники пожаров сами становятся их жертвами…
Зачастую сотрудники МЧС видят, что хозяева сараев безразличны к своему «ненужному» имуществу – мусору, который в случае пожара станет угрозой для жилых домов. МЧС постоянно, но тщетно призывают людей тщательнее следить за тем, что накопили.
Владеть открыто и непрерывно
Оформить хозяйственные постройки во дворе многоквартирного дома в собственность и спасти их от сноса можно.
«Если у вас нет никаких документов, подтверждающих, что земля под хозяйственную постройку была выделена вам кем-то ранее, выходов несколько, - говорит адвокат Михаил Черепнов. - Первый – обратиться в суд с иском о призвании собственности по приобретательной давности. Нужно будет доказать, что вы владеете сараем открыто и непрерывно более 15 лет. Как правило, это могут подтвердить ваши соседи по двору.
Второй вариант – подать в суд иск о признании собственности на объект самовольной постройки. Если экспертиза покажет, что сарай возвели до 1994 года, когда начал действовать Гражданский кодекс РФ, то постройка не будет считаться самовольной. Значит, право собственности на неё можно зарегистрировать.
В обоих случаях человек должен доказать, что его сарай во дворе соответствует строительным, санитарным нормам и правилам и не нарушает интересов третьих лиц.
Если, согласно генплану города, на месте сараев на придомовой территории должна появиться детская площадка или парковка, то строение, скорее всего, признают аварийным и подлежащим сносу или изымут для государственных нужд.
Построить в наши дни сарай на придомовой территории практически невозможно. Если делать это по закону, придётся пройти очень трудную и длительную юридическую процедуру, по количеству затрат сопоставимую с возведением многоквартирного дома на этом участке.
Кроме того, думаю, что сейчас вряд ли кто-то из соседей разрешит такую хозяйственную застройку общего двора».
Предупредили и снесли
Согласно постановлению администрации Нижнего Новгорода от 7 июля 2014 г., сносу подлежат самовольно установленные и незаконно размещённые объекты на земельных участках муниципалитета и участках, государственная собственность на которые не разграничена, сообщили в администрации г. Нижнего Новгорода.
Если владелец таких объектов известен, территориальные уполномоченные органы вешают на сараи объявление с требованием снести сарай добровольно в десятидневный срок. Далее следует принудительный демонтаж.
Никакой компенсации за утраченные самовольные (незаконные) объекты по закону не предусмотрено. А вот сохранить движимое имущество до того, как будет найден его владелец или суд установит его бесхозность, территориальные уполномоченные органы обязаны.
Дальнейшее использование освобождённой территории определяется на основании документации территориального планирования.