Контракт на проектирование нижегородского гидроузла расторгнут. Означает ли это, что низконапорную плотину на Волге решили не строить?
Подстраивались под реку
Контракт на разработку проекта плотины на Волге отменён. Об этом сообщается на сайте госзакупок. Контракт сначала получила самарская фирма ООО «Техтрансстрой», расторгли его в одностороннем порядке по инициативе заказчика – Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Исполнитель контракта обратился в суд, пытаясь оспорить решение заказчика. Проектант утверждает: проект гидроузла готов.
«Мелководье было проблемой Волги и в дореволюционной России, – уверен доктор исторических наук, автор книги «История Волжского речного пароходства середины XIX – начала ХХ вв.» Алексей Халин. – Все с нетерпением ждали первой недели апреля, когда по большой воде суда могли пройти по реке. Через два-три месяца Волга мелела. Но тогда люди подстраивались под реку, а не наоборот. Думаю, плотина решит технические проблемы, но усугубит экологические».
Летом 2020 года проект низконапорной плотины не прошёл государственную экологическую экспертизу, хотя уже должна была начаться стройка. Ранее против возведения гидроузла возражали жители Балахны, Заволжья и Городца. В 2019 году люди создали электронную петицию, где высказали свои опасения: они ждали подтопления и заболачивания части населённых пунктов, ухудшения качества питьевой воды.
«Большой водой накроет район Нижней Слободы и Петринские луга, – утверждает жительница города Светлана Александрова. – Да, сейчас теплоходы с туристами останавливаются не около городской пристани. Но людей быстро на автобусах довозят до Городца, и никто не жалуется».
Альтернативой строительству низконапорной плотины местные жители считают возобновление работ по очистке и углублению Волги.
Спасительная нитка
По мнению директора экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, претензии к исполнителю проекта нижегородского узла оправданны.
«Заказчик рассчитывал, что проект успешно пройдёт государственную экологическую экспертизу, – рассказал «АиФ-НН» Асхат Каюмов. – Этого не произошло. Но подрядчик уже освоил миллиард бюджетных денег и хочет продолжить это делать. И судоходные компании по-прежнему хотят решить свои вопросы за государственный счёт. Насколько я знаю, сейчас идёт пересмотр технического задания. Не исключено, что там проанализируют возможность строительства третьей нитки нижней ступени шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога».
Предполагалось, что в 2024 году нижегородский гидроузел построят. В том, что этого не случится, сейчас сомнений нет ни у экологов, ни у технических специалистов.
12,6 млрд руб. с проекта нижегородского гидроузла уже перенесли на федеральный проект по автомобильным дорогам. Всем понятно: надо сперва разобраться, что альтернативы низконапорной плотине нет.
«Проблема судоходства на Волге должна быть решена, но проект не должен допустить ухудшения условий жизни нижегородцев или угрозы их безопасности», — высказал своё мнение губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.