Пожары на полигонах твёрдых бытовых отходов – одна из острых экологических проблем. От возгораний мусора страдают и люди, и окружающая среда. 17-летний воспитанник детского технопарка «Кванториум Бор» Егор Синцов предложил вариант решения вопроса – чуткий к возгораниям беспилотный летательный аппарат. Подробности – в материале nn.aif.ru.
Аналогов не было
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Егор, сегодня многие ваши сверстники предпочитают пользоваться изобретениями других людей. Как получилось, что вы сами решили двигать технический процесс?
Егор Синцов: – С детства меня увлекало всё, что связано с авиацией. Мама увлечение поддерживала, покупала книги о знаменитых советских авиастроителях. Став старше, я сам находил в Интернете документальные фильмы по этой тематике. Думаю, это был главный фактор, который зародил интерес к изобретательской деятельности.
Потом в школе мне предложили пойти заниматься в «Кванториум Бор» по направлению «Аэроквантум». Здесь начал изучать авиамоделирование, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, а также прикладное применение беспилотных летательных аппаратов.
Не скрою, было сложно. Речь всё же шла об освоении высоких технологий. Помог наставник. Причём принципиально важно: он не делал что-то за меня, а учил всё делать самостоятельно. Этот навык очень помог в дальнейшей работе.
– Ваше первое серьёзное изобретение связано с беспилотниками?
– Сегодня существует реальная экологическая проблема – периодические возгорания на полигонах твёрдых бытовых отходов. Горит так называемое геологическое тело полигона, состоящее в том числе из отходов. Под руководством наставника Константина Абрамова я создал дрон, способный летать над телом полигона и отслеживать выброс газов, способных привести к возгоранию и дальнейшему загрязнению окружающей среды.
Основная функция квадрокоптера – перевозить специальный газоанализирующий модуль. Модуль как раз фиксирует содержание в воздухе того или иного газа, в том числе превышение допустимых его концентраций.
К началу реализации проекта аналогов нашему газодрону не было. Знаю, что сейчас крупные компании тоже занялись этой темой, и подобные разработки появились. Но я считаю, что наш проект всё равно может конкурировать с другими инженерными решениями в плане производительности и длительности полётов.
В тепличных условиях
– Опытная модель газодрона уже есть?
– Опытная модель есть, но она пока на стадии доработки.
– А первые испытания прошли? Иначе как понять, что разработка эффективна?
– Сейчас любые полёты беспилотных летательных аппаратов над полигонами твёрдых бытовых отходов запрещены. Добиться разрешения для испытания нашей модели крайне сложно.
Но наш газодрон прошёл так называемые тепличные испытания. В борском технопарке есть специальная зона, где можно проверить лётную готовность квадрокоптеров.
Газоанализирующий модуль тоже был испытан. Например, мы распрыскивали рядом с ним разные газы и отслеживали способность модуля их улавливать.
Кроме того, разработка участвовала в различных конференциях и конкурсах, её высоко оценили эксперты: преподаватели Московского авиационного института, ведущие инженеры Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.
В дальнейшем планирую сделать корпус газодрона более защищённым от воды и механических воздействий.
Совершенный дрон
– Что бы ты ещё хотел создать полезного для человечества?
– Универсальную раму для квадрокоптера, которая обеспечит безопасность полёта, прочность конструкции, а также позволит устанавливать на аппарат различные полезные модули. Например, для мониторинга и анализа сельскохозяйственных угодий, газоанализа, для поисково-спасательных операций.
Проще говоря, мечтаю создать совершенный беспилотный летательный аппарат, который послужит на благо человечеству.
– На твой взгляд, человек рождается с предрасположенностью к изобретательской деятельности? Или этот талант вполне можно развить?
– Я думаю, здесь дело не в генах, а в хорошем наставнике и желании самого человека развиваться в этом направлении. Возможно, и я когда-то буду готов помогать реализовываться другим молодым «кулибиным» как наставник.
Кстати, я не верю, что изобретателей вдруг озаряют гениальные идеи. Считаю, что, так или иначе, к любым открытиям ведёт упорный труд, всестороннее изучение темы и большая экспериментальная база.
Дальнейшую профессиональную жизнь я, как и сейчас, планирую связать с авиацией и экологией. В 2024 году я поступил в Институт экологии Российского университета дружбы народов на направление подготовки «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». Надеюсь, всё получится.