От танка до танкера. Как судостроители СССР опередили свое время

Порой сормовские суда по техническим характеристикам опережали своё время. © / Кира Мишина / АиФ-Нижний Новгород

Дизель-электроход «Ленин» и его брат-близнец «Советский Союз», «ракеты» и «метеоры» Ростислава Алексеева, суда на воздушной подушке Животовского, могучие танкеры «Волго-Балт». За этими и многими другими судами - гениальные идеи инженеров и героический труд сормовских рабочих-судостроителей. Немало тайн «АиФ-НН» узнал в музее «Красного Сормова».

   
   

Встал на рельсы

А когда-то сормовский завод одерживал победы не только на воде, но и на железных дорогах. К концу ХIХ века сормовские пароходы (а судостроители называют пароходами абсолютно все типы судов) заполонили Волгу и её притоки. Но в Российской империи начиналась эра железных дорог.

Остаться в стороне сормовичи не могли. Построив новые цеха, а также колёсные, бандажные и деревообрабатывающие мастерские, завод принялся за производство вагонов. И добился успеха. Так, вагон для перевозки народного напитка - пива и вагон-ледник, где транспортировали мясо, получили государственные награды. А для пассажирских перевозок сормовские специалисты разработали и построили двухэтажный вагон, аналогов которому не было.

«Гончая Малаховского». Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Кира Мишина

Но королями железных дорог были паровозы. В дореволюционной России между заводами, производящими локомотивы, шла острейшая конкуренция. Сормовский завод ввязался и в эту борьбу и в 1895 году получил от правительства разрешение на паровозостроение. В 1895-1905 гг. предприятие выпустило более тысячи паровозов. А в 1911 году состоялся настоящий прорыв. Конструкторское бюро под руководством Бронислава Малаховского представило уникальный паровоз серии «С» (сокращено от «Сормово»). Он мог разгонять состав до 125 км/ч (для сравнения: современные «Ласточки» разгоняются до 160 км/ч)! Прозванный за свою резвость «гончей Малаховского», паровоз был признан лучшим в России.

«Тов. Ленин» между Сормовом и Канавином

В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) завод делал пушки, снаряды и двуколки для военных обозов, а в гражданскую (1918-1922 гг.) сормовские рабочие заковывали паровозы и вагоны в броню и отправляли на фронт. «Латы» получили и пароходы легендарной Волжской военной флотилии, которые участвовали в сражениях. Но самой известной сормовской продукцией тех лет стали танки.

«В 1919 году под Одессой силам Красной Армии удалось взять ценный трофей - французский танк „Рено“, - рассказывает заместитель директора Музея истории завода Маргарита Финюкова. - Танк был отправлен в подарок Ленину, а Владимир Ильич распорядился наладить производство бронемашин и поручил это Сормовскому заводу. Наши умельцы справились на ура!»

   
   

31 августа 1920 года прошли испытания первого российского танка, который получил имя «Борец за свободу тов. Ленин». Испытывали его между Сормовом и Канавином. Танк переползал овраги с подъёмами и спусками в 30 градусов, развивая скорость почти в 10 км/ч. Но самое главное: сормовские инженеры сумели на несколько лет опередить своих английских и французских конкурентов, вооружив танк не только 37-миллиметровой пушкой, но и пулемётом.

«Борец за свободу тов. Ленин». Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Кира Мишина

Впоследствии сормовичи изготовили ещё 14 подобных танков, каждый из которых получил имя: «Илья Муромец», «Пролетарий», «Красный боец» и т. д.

В 1930-е годы завод практически полностью сконцентрировался на судостроении. Но в Великую Отечественную войну сормовские корабелы вновь принялись за производство танков, выпустив более 12 тыс. легендарных Т-34.

«Яхта Сталина» и Сормовская флотилия

Но вернёмся в 1930-е. СССР шёл вперёд семимильными шагами. Внедряли новые технологии, в том числе в судостроении. Очередной прорыв совершили и сормовичи: при строительстве корабельных корпусов впервые применили сварку (до этого все пароходы, паровозы, танки и т. д. были клёпаными). Дебютным цельносварным судном стал буксир, так и названный - «Сварщик». Он сошёл со стапелей 22 апреля 1933 года.

«Говорят, первый капитан буксира отказался выходить на нём в плавание, испугавшись, что сварные швы окажутся недостаточно прочными, а виноват станет он, - рассказывает Маргарита Финюкова. - Но „Сварщик“ показал отличную прочность и плавучесть. После этого клёпаных судов больше не строили, а сварка стала самым обычным делом».

В те же 1930-е сормовским корабелам удаётся произвести настоящий шедевр - теплоход «Максим Горький». Предназначенное для отдыха членов правительства во главе с Иосифом Сталиным судно по техническим характеристикам на много лет опередило время. Оснащённый двумя дизельными двигателями по 1500 л. с. каждый теплоход развивал «сверхзвуковую» (для тех лет) скорость - 35 км/ч. Все каюты были телефонизированы. На борту имелся гараж на две машины и катер, увидев который, от зависти разрыдался бы и Джеймс Бонд. Катер мог разгоняться уже до 70 км/ч.

Удивительно, но прозванный в народе «Яхтой Сталина» теплоход никогда не возил вождя. Зато на борт неоднократно ступал Алексей Максимович Горький, который путешествовал по Волге с семьёй.

Яхта Сталина». Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Кира Мишина

В 1937 году было завершено строительство канала Москва - Волга. Было решено, что первой по новой акватории должна пройти специально для неё построенная на заводе «Красное Сормово» «канальская флотилия» из четырёх двухпалубных пассажирских теплоходов и 12 катеров.

«Теплоходы «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов» внешне немного напоминали «сталинский» «Максим Горький», - продолжает Маргарита Финюкова. - Все они были сделаны в стиле ар-деко с футуристическими обводами, а для внутренней отделки и мебели там использовались только ценные породы дерева и самое дорогое сукно».

Первый поход Сормовской флотилии закончился 2 мая 1937 года в Химкинском водохранилище, а в июне того же года она в полном составе участвовала в торжественном открытии канала.

Подводная Одиссея

Строительство подводных лодок занимает особую главу в истории завода. Субмаринами «Красное Сормово» занималось с 1930 по 2005 год. Освоив самое сложное инженерное изобретение того времени, наши земляки запустили строительство подлодок типа «Щука» и ещё до Великой Отечественной войны выпустили 32 лодки различных типов и классов. В войну, когда Сормовский завод остался единственным в СССР производящим субмарины, здесь построили ещё 28 лодок.

В дальнейшем с сормовских стапелей сходили самые разные подводные лодки, но самыми успешными стали дизель-электрические «Варшавянки» и атомные «Барракуды», заложенные в 1979 году. Достаточно сказать, что «Барракуду» многие называли лучшей субмариной мира, а «Варшавянка» получила прозвище «Чёрная дыра в океане». Причём этим именем сормовскую подлодку наградили, как теперь принято говорить, «наши американские партнёры».

«У „Варшавянки“ лучшее сочетание оптимальной акустической скрытности и дальности обнаружения надводных и подводных целей. И более мощное вооружение», - объясняет Маргарита Финюкова.

Подводная лодка «Барракуда» Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Кира Мишина

Её величество одобряет

В 2012 году Британское королевское общество корабельных инженеров включило в свой список лучших судов года танкер проекта RST27 (всего в Нижнем построили 29 таких танкеров класса «река - море»). Сейчас на сормовских стапелях достраивается очередной сухогруз «река - море» с уникальным устройством люковых закрытий, которое позволяет перевозить гигантские конструкции для нефтяного оборудования.

Ближайший спуск танкера - в январе. «Какой труд порой затрачивается, чтобы подготовить судно к спуску зимой, особенно если она многоснежная и морозная! - рассказывает Маргарита Финюкова. - Но для завода зимний спуск стал обычным делом. Когда я впервые увидела, как за день до спуска освобождают трансбордер ото льда и снега, чтобы успеть в срок, поняла: для сормовского мужика нет ничего невозможного!»