От Шаховского до Горького. Какими были первые нижегородские театры?

Группа организаторов строительства Народного дома после концерта Ф. И. Шаляпина. 1903 г. © / Максим Дмитриев / Public Domain

27 марта – Международный день театра. Как начинался театр в Нижегородской губернии? Удивительно, но не с вешалки, а с ардатовской мызы князя Шаховского.

   
   

Тогда храм Мельпомены пах горящим салом, а дресс-код предписывал быть в чём угодно, кроме лохмотьев.

На репетиции – за чарку водки

Как утверждают краеведы, настоящая театральная жизнь в Нижнем Новгороде началась только в 1798 году, когда князь Николай Григорьевич Шаховской привёз в губернский город на постоянное присутствие свой крепостной театр.

Первый публичный спектакль по комедии Фонвизина «Выбор гувернёра» состоялся 7 февраля 1799 года. До этого в Нижнем Новгороде публичного театра не было. Сначала спектакли давали в нижегородском доме Шаховского для гостей или для дворян – в зале Дворянского собрания. Княжеская затея сразу заслужила восторги горожан. Конечно, в губернии были и другие богатые театралы – например, заводчики Баташевы из Выксы и князь Грузинский из Лыскова. Но они не думали зарабатывать на этом.

Чтобы увидеть, откуда начался нижегородский театр, надо запастись терпением и полноприводным автомобилем. Потому что ехать на экскурсию придётся не на Большую Покровскую к бывшему Дворянскому собранию, а в Ардатовский район, на берега скромной речки Иржи, в имение Шаховского. Декорации местности там живописны – холмы, поля и перелески. Сейчас село Юсупово состоит всего из одной улицы и руин Никольского храма 1772 года постройки. Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности. Но усадьба Шаховского, как и его театр, стояли не в селе, а на другом берегу Иржи в 2,5 км от Юсупова.

Этими наделами Шаховской владел с 1781 года, перебравшись в провинцию после отставки от службы в столице. Местное дворянство показалось ему излишне скучным и ограниченным, поэтому князь решил по примеру знакомых столичных вельмож обзавестись собственным театром. Затея была не из дешёвых: крестьян надо было выучить манерам, пению, танцам, языкам, музыке и драматическому искусству. Поэтому получить приглашение к Шаховскому на обед и представление для соседей князя было весьма большой удачей. Интересно, что если помещики ценили приглашение в театр, то крестьян, не охваченных искусством, князь загонял смотреть репетиции только за чарку водки – иначе те не соглашались.

Сейчас на Мызе видны остатки усадебного парка с липовыми аллеями. Где-то в этом парке и стоял деревянный театр. С тех времён есть остатки кирпичной кладки театрального фундамента и сельский храм.

   
   

Только не в лохмотьях!

В 1811 году князь Шаховской решает, что у театра должно быть здание. В Нижнем, на месте современного речного училища на Большой Печёрской, он построил «большой сарай из грубообтёсанных выбеленных брёвен без тесовой обшивки» и начал давать представления.

Судя по описанию, театр не был образцом вкуса и роскоши. Продолговатый зал имел два яруса стойлообразных лож, часть из которых была закрыта деревянными решётками, – для тех, кто желал посещать спектакли инкогнито. Над ложами под потолком был «раёк», или парадиз. В партере стояли 50 мягких кресел и несколько рядов жёстких стульев. Стены были оклеены голубыми обоями с золотым тиснением.

Платная публика могла сидеть в зале театра только «по ранжиру». Первые ряды в партере на стульях занимали подъячие, канцеляристы и мелкие чиновники. Главное для них было вытерпеть запах горящего сала – плошками с салом освещалась сцена. Кресла занимали самые достойные зрители, которым Шаховской лично рассылал приглашения. В ложи обычно усаживались семейные помещики с жёнами, выводком детей и слугами. А в парадиз пускали кого угодно с единственным условием – быть не в лохмотьях.

Шаховской не пропускал ни одного спектакля даже в преклонном возрасте. Репертуар нижегородского театра не отличался от столичного: комедии, драмы и трагедии. Ставили Шекспира, Кальдерона, Шиллера, а из отечественных – Озерова, Сумарокова. Была в репертуаре и опера: «Титово милосердие», «Калиф багдадский», «Волшебная флейта» и другие. Особый успех имели русские патриотические пьесы, которые вызывали у нижегородской публики бурные аплодисменты, топанье ногами и удары тростей об пол.

Впрочем, восторг от игры актёров, а тем более актрис можно было выразить и иначе. Артист, имевший успех, мог быть приглашён в ложу самого влиятельного зрителя и иметь честь приложиться к руке с поцелуем. Актрисам обычно слали кондитерские бонбоньерки – конфеты, завёрнутые в банкноты. Кстати, в программках обычно отражали приглашённых актёров, проставляя букву «г» (господин) перед фамилией, чтобы не путать с крепостными. Летом Шаховской и его театр переезжали на ярмарку, а труппа усиливалась гастролёрами.

Но в 1824 году князь скончался, и театр перешёл в другие руки. Наследники Шаховского продали театр вместе с долгами и всеми актёрами двум богатым театралам — чиновнику Распутину и купцу Климову, но через 10 лет хозяева театра вновь сменились. Качество спектаклей падало, актёры жаловались на голод и холодные помещения, а в 1853 году здание на Большой Печёрской и вовсе сгорело.

Возродить театр удалось только в 1855 году по просьбе губернатора Михаила Урусова. Глава губернии тяготел не совсем к искусству, а преимущественно к двум сёстрам-актрисам Глазуновым, ради которых театр решили вернуть к жизни. На месте родительского дома в начале Большой Покровской улицы купец Пётр Егорович Бугров построил каменный дом для театра. Губернатор сильно торопил Бугрова, так что камень клали даже на первых осенних заморозках в ущерб качеству.

Однажды в большой церковный праздник мимо будущего театра ехал преосвященный Иеремия, он увидел, что каменщики в такой день работают, и проклял здание вместе со строителями. Весной внутри дома рухнула капитальная стена, придавив 11 рабочих...

Несмотря на эти жертвы, театр всё же достроили и открыли в 1855 году. Ставили пьесы Гоголя, Островского, Грибоедова, Шиллера, Шекспира. Старообрядцы Бугровы театр не посещали и терпеть его не могли. Позже Бугров провернул весьма выгодную сделку, обменяв театральный дом на лес и мельницу помещику Турчанинову.

В начале 1870-х годов постоянная труппа в нижегородском городском театре распалась. Полностью прекратились и оперные спектакли. Антрепренёр Волгин прогорел и бросил актёров на произвол судьбы. Дело несколько поправил молодой тогда артист Собольщиков-Самарин, организовав из коллег «товарищество на марках».

Городской Николаевский театр, конец XIX века Фото: Public Domain/ Максим Дмитриев

 

Было чем гордиться

Строительство нового здания Николаевского Нижегородского драматического театра приурочили к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик Виктор Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский.

17 июля 1894 года был заложен первый камень в фундамент, и через два года в здании уже давали парадный спектакль. 15 мая 1896 года театр открыли оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Сусанина.

Нижегородцы гордились: зрительный зал с удобными креслами, обитыми голубым бархатом, электрическое освещение сцены, зала и зрительских помещений приводило посетителей в восторг… С 1901 года здесь поставили абсолютно все пьесы Максима Горького.

Зритель не очень любил тяжёлые морализаторства, поэтому самыми популярными у него были всё же водевили с музыкой, пением и танцами. Антракты заполнялись игрой оркестра под управлением бессменного капельмейстера Руббаха. Театральный сезон начинали обычно в сентябре и заканчивали в конце февраля. Затем город ждали гастроли заезжих трупп и отдельных артистов.

А на Нижегородской ярмарке много лет работал оперный театр. Его здание несколько раз перестраивали. В 1877 году построили помещение, невероятно большое для того времени, — на 1800 мест. Оно было приспособлено для самых сложных оперных и балетных постановок. На этих подмостках в разное время блистали лучшие артистические силы Москвы и Петербурга: Эйхенвальд, супруги Фигнер, Собинов. А в конце сезона 1901 года публику ждал приятный сюрприз: на сцену вышел Фёдор Шаляпин. Театральные постановки в Большом ярмарочном театре продолжались до 1914 года.

Запретили… Горького

В 1903 году Алексей Максимович Горький организовал общедоступный театр в Народном доме – нынешнем здании оперного театра. Там по приглашению писателя работали режиссёры и актёры МХАТа. 16 декабря 1903 года театральный сезон был открыт пьесой Мея «Царская невеста», но в целом репертуар у театра Народного дома был разношёрстным и вызывал вопросы у властей.

Дошло до того, что там запретили пьесы самого Горького, которые с успехом шли при этом в городском театре. Представления в Народном доме были убыточны, и в мае 1904 года антреприза распалась (правда, в 1913 году спектакли там ненадолго возобновлялись).