Прост ли был этот путь к шкафам покупателей? И что будет в моде будущей весной? Об этом и многом другом nn.aif.ru рассказала нижегородский дизайнер Ольга Парле.
Без тканей и иголок
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Ольга, удалось ли отечественным модным брендам, на ваш взгляд, занять место ушедших с рынка иностранных? Некоторые покупатели до сих пор тоскуют об утраченном, готовы дороже покупать иностранное у байеров и на маркетплейсах…
Ольга Парле: – В Нижнем Новгороде есть как минимум пять дизайнерских брендов, на которые в последние два года существенно вырос спрос у покупателей, и они известны уже далеко за пределами нашего города. Например, тот же Павел Рябинин…
Но, как я и предполагала, наши магазины с тех пор заполнили не отечественные, а турецкие и китайские производители одежды. Лёгкая промышленность этих стран успешно развивается не один десяток лет, в отличие от российской. Наш бизнес понял, что с ними выгоднее сотрудничать из-за конкурентных цен.
У небольших дизайнерских брендов в России трудности общие. В первую очередь, это импортозависимость. Мы зависим от импортных тканей, фурнитуры, даже ниток достойного качества и в нужном количестве у нас, к сожалению, пока не производят. В той же Ивановской области выпускают ткани для домашнего текстиля или постельного белья, но не для пошива одежды!
Многие сейчас переключились с европейского рынка тканей и фурнитуры на Китай, Корею и Турцию, но ситуацию это не облегчает. И, самое главное, это не удешевляет готовую продукцию. Большинство небольших отечественных дизайнерских брендов не могут установить на свою одежду цены, способные конкурировать с тем же масс-маркетом. Стараемся, крутимся…
Что касается тоски по ушедшим брендам, люди привыкли к определённому качеству одежды. И речь не только об очень дорогих брендах. Вещи хорошего качества, дизайна, с привлекательной ценой были и в среднем сегменте европейских марок.
Определённую роль играет привычка. Тяжело адаптироваться к новому, особенно к лекалам, поэтому люди готовы переплачивать за давно знакомое. Те же китайские и турецкие бренды пока непонятны российскому покупателю – они не прошли проверку временем.
Люди хотят фаст-фэшн
– Покупатели всё чаще жалуются, что некоторые крупные российские бренды резко решили поднять цены на свои вещи, сделав их теперь уж точно недоступными для большинства…
– В России создавать свой бренд, крупный или небольшой, всегда очень сложно. Я уже говорила о сырьевой проблеме. Добавьте к ней ещё и кадровую.
Даже очень большие бренды одежды, имеющие сеть магазинов по всей стране, в большинстве своём отшиваются в Китае или странах Азии. В России вы с трудом найдёте профессионалов для создания экспериментального цеха по производству одежды – что говорить про огромные фабрики! Там просто будет некому работать.
Причин тому много. Уже не одно поколение в России выросло без уроков домоводства с шитьём в школе. Дети просто не понимают, что такое делать что-то своими руками. И тем более не знают, зачем с этим связывать свою профессиональную жизнь.
Некоторые школьники швейную машинку впервые видят у нас в музее дизайна, моды и портновского искусства! Мы предлагаем им мастер-класс по созданию куколки-мотанки, так ребята узелки не могут завязывать. У них совершенно не развита мелкая моторика рук, а мы хотим, чтобы они иголки в руках держали.
Уроки домоводства с шитьём, на мой взгляд, надо возвращать в школьную программу. В дух творчества людей надо влюблять с малолетства, иначе придёт ещё большая эра потребления готового.
Это, кстати, отражается и на том, что в магазинах всё больше одежды из синтетических тканей. Раньше у одежды было много культурных и эстетических кодов, сейчас в большинстве своём – только утилитарная функция. Поносили – выбросили, фаст-фэшн. Массмаркет даёт людям то, что они хотят. Но я из синтетики, как и многие российские дизайнеры, не шью принципиально.
Что касается ценообразования, сейчас всё подорожало. Рост цен, на мой взгляд, – естественный отклик модного рынка на происходящее в экономике.
– Нижний Новгород вошёл в топ-5 городов, откуда поступило больше всего заявок на участие в Московской неделе моды. Но вашего модного дома среди них нет. Почему?
– Вы знаете, у меня в этом году другие приоритеты. Во-первых, это работа музея дизайна, моды и портновского искусства имени великого русского модельера, нашей землячки Надежды Ламановой. Сейчас мы готовим выставку «Модные истории», она откроется летом. Следом будет выставка, посвящённая Горьковскому Дому моделей. Делаем уклон в образовательную и просветительскую деятельность.
Но новая коллекция у меня есть. Она посвящена Александру Сергеевичу Пушкину и совсем не коммерческая. Скорее, она про смыслы…
А летом носите лён!
– Несмотря на все сложности, одеваться модно и стильно хочется всегда. Расскажите, что будем носить весной-летом 2024?
– Когда общество переживает непростые турбулентные времена, люди всегда очень стремятся к своим истокам. Поэтому один из ярких трендов этого сезона, да и года вообще, — русский стиль. Причём речь не о дублировании русского костюма в повседневной одежде, а именно о стиле a la Russe. В моду возвращаются асимметричный крой, многослойность, вышивка, кружево – всё то, что характеризует русский национальный костюм. На пике популярности будут аксессуары – кокошник и крупные жемчужные серьги.
Если мы говорим о молодёжной моде, то в тренде экокожа и экомех, вполне уместные в условиях нашей не самой тёплой весны.
А летом носите лён. Во всех вариациях: платья, сарафаны, рубахи, юбки, пижамного плана костюмы. И не забывайте про многослойность!
Если говорить о модных цветах сезона, то будут господствовать не совсем летние винные оттенки красного. Дизайнеры предлагают миксовать его летом с лимонным жёлтым, белым, молочным, бирюзовым. Здесь вам опять же многослойность в помощь.
Дизайнеры предлагают жить ярко!