Нужны рулевые. 1500 водителей автобусов не хватает в Нижегородской области

Кира Мишина / "АиФ-Нижний Новгород"

Автобуса нижегородцы всегда ждут, как чуда. А в аномальные холода коротать ожидание особенно сложно. Оказывается, в больших интервалах движения общественного транспорта виноват дефицит водительских кадров. С подробностями - nn.aif.ru.

   
   

Кадровая брешь расширяется

2491 водитель сейчас трудится на пассажирских предприятиях Нижегородской области (водители частных перевозчиков, обслуживающих пассажирские маршруты, в это число не входят). А по нормативам на муниципальных маршрутах должно рулить как минимум 3989 человек. Дефицит кадров – 1497 человек.

Такие цифры привёл министр транспорта и автомобильных дорог региона Павел Саватеев, выступая перед депутатами областного парламента.

По словам министра, дефицит водителей наряду с пробками – ключевой фактор, влияющий на увеличение интервалов движения автобусов. Больше всего водителей не хватает госпредприятию «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) – оно обслуживает регулярные рейсы в Нижнем. В последние годы из НПАТ уволились сотни. Средний возраст работающих – около 50 лет.

Причём дефицит, несмотря на принимаемые меры, только нарастает. В 2021 году в НПАТ его оценивали в 900 человек, в 2022-м – в 1000.

Новые люди на предприятие приходят. Но сколько их? В ноябре 2023 года в НПАТ устроились 35 водителей. Такими темпами закрывать кадровую брешь предприятие будет годы.

«Мы подняли водителям зарплаты до 65 тыс. руб. в месяц, предоставляем им полисы добровольного медстрахования, иногородним – общежитие, – рассказал Павел Саватеев. – С вузом заключили договор о возможности получения водителями НПАТ высшего образования за счёт работодателя».

   
   

Депутаты напомнили министру: впереди зима. Ждать автобуса по 40-50 минут, как бывает сейчас, – перебор. Кадровый вопрос надо срочно решать.

«Возможно, сделать это реально за счёт формирования целевого заказа колледжам, которые могут готовить водителей», – высказался председатель комитета Законодательного Собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков.

Ищите женщину

Почему же нижегородцы не хотят водить автобусы? Зарплата в НПАТ для Нижегородской области – выше средней по региону (более 51 909 руб. в месяц – данные Нижегородстата).

«Реальная зарплата водителей на пассажирских предприятиях часто зависит от того, насколько ты вырабатываешь план, от тарификации по стажу. Есть система штрафов, – говорит водитель с 25-летним стажем Алексей Сазонов. – А работа сложная. Ты в ответе за жизнь и здоровье пассажиров, встаёшь в три часа утра, а домой приезжаешь не раньше 22 часов. Подъехать к остановке в снегопад тоже уметь надо... Для водителей в регионе есть более лёгкие способы заработать те же 65 тыс. руб.».

У таких специалистов массового сегмента, по данным рекрутингового портала HeadHunter, сейчас самая высокая предлагаемая зарплата. Например, таксистам в среднем готовы платить 95 тыс. руб. в месяц.

«Дефицит водителей сегодня чувствуется во всех регионах России. С января 2023 года спрос на эти кадры вырос на 44%, а количество резюме сократилось на 17%. В Нижегородской области на одну водительскую вакансию приходится 2,7 резюме. Это очень мало, – объясняет руководитель пресс-службы рекрутингового портала «HeadHunter Поволжье» Арина Батракова. – Водителей из сферы пассажирских перевозок оттягивают другие сферы – грузоперевозки, курьерские службы, службы такси, где зарплаты порой превышают 100 тыс. руб.».

Однако, по мнению эксперта, только повышением зарплат водительский кадровый вопрос не решить. Работодателям надо «расширить воронку найма». Например, приглашать женщин водить автобусы.

Но главное – надо работать над тем, чтобы люди не увольнялись. Найти им замену, судя по ситуации на рынке труда, будет практически невозможно. Так что лучше профилактически заботиться о комфорте рабочих процессов, чтобы люди чувствовали себя важными и нужными на своём месте, чтобы не выгорали.