Нотр-Дам по-нашему. Литературный музей Горького стал проблемным объектом

Ольга Морозова / "АиФ-Нижний Новгород"

Особняк Варвары Бурмистровой, где располагался Литературный музей им. А. М. Горького – одна из архитектурных и культурных жемчужин Нижнего Новгорода. К сожалению, его реставрация длится уже четвёртый год – с пожаром и осложнениями. Недавно стало известно, что сроки вновь переносятся. Когда всё это кончится? Подробности – в материале nn.aif.ru.

   
   

Реставрировали с огоньком

В «Доме В. М. Бурмистровой с интерьером» с 1934 года размещается Литературный музей им. А. М. Горького. Сам особняк в его нынешнем виде построили в 1882 году. Его владелица Варвара Бурмистрова, урождённая Рукавишникова, была представительницей одной из самых известных купеческих династий города.

Эпопея с реставрацией памятника градостроительства и архитектуры началась в 2019 году. К 800-летию Нижнего Новгорода – его отмечали в 2021 году - планировали полностью преобразить этот один из знаковых объектов культурного наследия. Из федеральной казны на это выделили около 140 млн руб.

Однако сразу что-то пошло не так.

По всем правилам прошёл аукцион, был выбран подрядчик, но вскоре выяснилось: он не имеет право вести работы на подобных ОКН, не хватает квалификации.

Провели новый аукцион. Его выиграла питерская компания, якобы работавшая с объектами Эрмитажа и предложившая наименьшую цену за свои услуги. По условиям Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» это главная причина заключить госконтракт с подрядчиком.

Работы на объекте начались. Более того, в ходе реставрации сделали много интересных находок. Например, открыли дверь в комнату-сейф Варвары Бурмистровой. При вскрытии полов рабочие наткнулись на старинные изразцы печек и другие элементы декора. Обсуждалась возможность вернуть эти элементы в интерьер музея или сделать из них отдельную экспозицию. 

   
   

Но вечером 25 июня 2020 года здание особняка Бурмистровой вспыхнуло. Огонь охватил 500 квадратных метров исторического здания. Весь Нижний Новгород с замиранием сердца следил, как борются с огнём. В страшном пожаре сгорели деревянные окна музея, выгорели бальный и каминный залы на втором этаже. Цокольный этаж и белая мраморная лестница тогда не пострадали, как и фасад здания. Уникальную коллекцию музея, к счастью, вывезли на хранение в связи с реставрацией здания. 24 экспоната, в основном мебель и картины, которые из-за габаритов вынести из музея не удалось, огонь тоже пощадил. Великолепные люстры XVIII века из огня сумели вынести пожарные.

Пожар в музее летом 2020 года уничтожил все следы выполненных работ . Фото: АиФ-Нижний Новгород

На пепелище тогда кропотливо работали следователи. Основная версия причин пожара была банальна: при реставрационных работах вспыхнула проводка. Но нижегородские общественники утверждали, что к ним обратились реставраторы, которые ранее трудились на этом объекте. Мастера сообщили: из-за задержки зарплаты они тогда отказались продолжать работы. По их словам, генеральный подрядчик нанял другую бригаду с неустановленной квалификацией…

Цена подросла

Однако подрядчика, допустившего такой масштабный пожар, от работ не отстранили. Наоборот, обязали ликвидировать последствия чрезвычайного происшествия и завершить реставрацию ОКН. Вроде бы работы начались, но вскоре опять встали.

Надо ли говорить, что к юбилею Нижнего Новгорода привести в порядок одну из архитектурных жемчужин города так и не сумели? Жители города с грустью прозвали особняк, который год скрытый фальш-фасадом, «Нижегородским Нотр-Дамом». 

Особняк перестал походить на изящную королевскую игрушку. Фото: АиФ-Нижний Новгород

В мае 2022 года у властей наконец лопнуло терпение. Мэрия расторгла контракт с питерским подрядчиком и пошла в суд, чтобы взыскать с него неустойку за неисполнения госконтракта и возместить ущерб, причинённый музею во время реставрации.

Суд муниципалитет выиграл, компенсацию взыскали, полученные деньги в том числе позволили заключить контракт с новым подрядчиком. При этом сумма контракта выросла почти в два раза, до 364,9 млн руб.

Пока реставрация особняка Бурмистровой затягивалась, градозащитники и общественность беспокоились: время идёт, надо корректировать проектно-сметную документацию, в том числе с учётом последствий пожара.  

Планировалось, что реставрация ОКН завершится к 24 декабря 2024 года. Но при обследовании здания новый генподрядчик обнаружил скрытые дефекты пострадавших конструкций здания, а также элементы, которые решено было восстановить. Об этом nn.aif.ru сообщили в городском департаменте строительства и капитального ремонта.

«В связи с большим oбъёмом предпрoектных исследований, а такжe учитывая срoки поставки матeриалов и выполнения новых работ, подрядчику требуется бoльше времени для ремoнта здания», - уточнили в департаменте.

Сейчас проектно-сметная документация по объeкту готова. Рабочие занимаются реставрационными работами по дерeву, гипсy и гобeленам, идёт усиление кoнструкций пoдкровельного прoстранства старинного особняка.

Новый шанс

Новый генеральный подрядчик реставрации музея - нижегородский, фирма уже занималась реставрацией так называемых многоквартирных ОКН – зданий, где продолжают жить люди. Речь о «Доме Мариенгофа» на улице Большой Покровской и о домах с охранным статусом на улице Черниговской. Также подрядчик привёл в порядок крышу дома, где родился писатель Мельников-Печерский, на улице Ульянова. Это памятник федерального значения.

«Я думаю, особняку Бурмистровой дали ещё один шанс на восстановление. Что касается питерского подрядчика, то вместе с особняком он выиграл и контракт на реставрацию Дворца детского творчества им. Чкалова. История была такая же. Только дворец, слава Богу, не подожгли, - говорит первый заместитель директора «Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области» («АСИРИС») Анна Давыдова (реставрация дворца тоже затянулась и вместо 2021 года завершилась в 2024-м – Ред.). – На мой взгляд, в 2020 году в особняке Бурмистровой мог случиться преднамеренный поджог здания.  Одна якобы случайная искра - и выполненный объём работ уже подсчитать невозможно…». 

Но это, конечно, только предположение.

Справка «АиФ-НН»
Дом купчихи Варвары Михайловны Бурмистровой на Жуковской улице (ныне ул. Минина, 26). построен в 1882 году архитектором Николаем Григорьевым в стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма. Хозяйка дома Варвара Бурмистрова была одной их двух дочерей купца первой гильдии Михаила Рукавишникова - одного из богатейших людей Поволжья. Выйдя замуж, она вложила часть денег из наследства в постройку собственного дома. Место выбрала неслучайно - Варваре Михайловне хотелось жить рядом с родовой усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной. Дом В.М. Бурмистровой упоминается в романе племянника купчихи Ивана Рукавишникова «Проклятый род» (6+). В произведении дом называют «изящным, как королевская игрушка, на каменном фундаменте». Упоминается, что его интерьеры были отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, всюду стояли вазы саксонского и екатерининского фарфора. Супруги Бурмистровы были известны в городе как щедрые меценаты. Но в 1918 году их дом был национализирован, а позже отдан под Литературный музей им. А. М. Горького.