Имя преподобного Евфимия в памяти православных людей прочно ассоциируется с местом его активной деятельности, городом Суздалем. Но началась его история на нижегородской земле. Здесь будущий святой родился и принял монашество, там и прославился своим праведным житием.
Достойное начало
Подвиги молодого монаха были так велики, что его наставник советовал ему их уменьшить. Однако праведное житие как однажды избранный путь так и осталось основной причиной почитания этого святого.
Вероятно, поэтому, когда в 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своём городе мужской монастырь и обратился в нижегородскую Печёрскую обитель с просьбой прислать инока, выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия.
Для монаха покинуть родную обитель и отправиться на миссионерское поприще – серьёзное испытание. Но Евфимий решился. Таким образом закончился нижегородский период его жизни и начался новый, суздальский.
Дорогами преподобного
Каждый город начинается с дороги к нему. Путь из Нижнего в Суздаль примечателен тем, что проложен был давным-давно. Им и шёл преподобный Евфимий Суздальский в середине XIV века – из одной епархии в другую, от иночества к настоятельству. Маршрут его сохранился по сей день, разве что дорога с тех пор стала значительно лучше и оживлённее. За окном современного автомобиля мелькают леса, болота, придорожные деревни с выразительными названиями: Слободищи, Лихая Пожня, Чудиново, Коурково.
Первый крупный населённый пункт по дороге от Нижнего Новгорода – город Гороховец с деревянными, словно игрушечными, домами и старинными храмами с блестящими куполами. Кстати, в этих краях, пять вёрст не доходя до Гороховца, преподобный Евфимий заложил храм во имя святого Василия Великого. Этот храм долгие годы, вплоть до середины XVIII века, оставался подворьем Спасо-Евфимиева монастыря.
После Гороховца путь в Суздаль проходит через город Вязники – в село Боголюбово. Возвышающийся в центре села Боголюбовский монастырь виден издалека. А если присмотреться, то в стороне от дороги, среди полей, можно увидеть знаменитый Покровский храм на реке Нерль. В тот момент даже голова начинает слегка кружиться от осознания, как близко ты к тем местам, где разворачивались важнейшие события в истории Руси.
Почти сразу за Боголюбовым начинаются окраины Владимира. Не заезжая в город, следуем к повороту на Суздаль. Местность становится безлесой. Со всех сторон – бескрайние поля, прорезанные речушками, такими мелкими, что они теряются в густой траве.
«Лесов-то в этих местах никогда не было, – рассказывает нам попутчик из местных жителей. – Но зато земли здесь очень плодородные, практически чернозём…»
Наконец, дорога приводит нас прямо к городским воротам – южному въезду в Суздаль.
Сердце Золотого кольца
Сейчас город Суздаль, входящий в Золотое кольцо России, – фактически один огромный музей. Ещё бы – в небольшом городе насчитывается более 200 памятников архитектуры XII-XIX веков, причём многие из них входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И тем не менее даже в столь насыщенном храмами и монастырями городе особенно выделяется Спасо-Евфимиев монастырь, построенный трудами нашего земляка, преподобного Евфимия Суздальского. Здесь в Спасо-Преображенском соборе хранятся его святые мощи. И это не случайность.
Много веков назад, после того как будущий святой прибыл в Суздаль, в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. И как мы знаем, этот обет был им выполнен. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трёхсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав – очень смелое решение для того времени, когда в стране все монастыри придерживались общинно-жительного устава, предполагавшего что каждый инок имеет право жить по-своему – говоря современным языком, в соответствии со своим социальным статусом и финансовым положением.
Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому. В своей обители он многого требовал от братии, но и по отношению к себе был строгим подвижником и великим молитвенником. Евфимий неустанно трудился на пользу всей братии.
Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля. А спустя чуть более сотни лет, 4 июля 1507 года, когда копали ров для нового соборного храма, были обретены его нетленные мощи. Это и послужило основанием к прославлению, которое состоялось на Соборе 1549 года.
С исторической точки зрения о преподобном Евфимии известно не так уж много, но память о нём и молитвенное поклонение в полной мере компенсируют недостаток биографических сведений. Ведь два города – Суздаль и Нижний Новгород – остаются памятниками этому святому.