Наш город всегда был заметным на карте России. Не зря в Нижний стремились знаковые для своего времени люди, в том числе подданные других государств. Какое впечатление осталось у них о визитах?
Из России с нелюбовью
Но именно книга «Россия в 1839 году» (12+) принесла де Кюстину мировую славу. Но уж очень разные реакции вызвал этот труд! Путевые заметки содержат нелестные отзывы о порядках и нравах, царящих в России, и лично об императоре Николае I, который писателя любезно принял. Есть в двухтомнике прогнозы, кстати, местами оправдавшиеся, о будущем России и её взаимоотношениях с европейскими державами.
Прочитав путевые заметки де Кюстина о России, поэт Василий Жуковский назвал маркиза «собакой». Но с сожалением признал: многое, о чём пишет француз, – горькая правда тех лет. В России книга маркиза сразу же попала под запрет, а во Франции стала настоящим бестселлером, переизданным много раз. Дополнительные тиражи печатались в Бельгии, Германии, Англии и США.
В нашу страну «Россию в 1839 году» ввозили контрабандой, читать книгу могли только образованные люди, знавшие французский язык. Русский мыслитель Александр Герцен назвал труд маркиза де Кюстина «самой занимательной и умной книгой, написанной о России иностранцем».
Тем интереснее, что во время своего пребывания в России французский мастер путевого очерка посетил Нижний Новгород. Более того, город восхитил придирчивого к российской действительности маркиза: «Расположение Нижнего самое красивое изо всего виденного мною в России. Это место, с которого надо писать картину, – решил маркиз де Кюстин. – До сих пор в России я любовался живописными видами только на улицах Москвы и на петербургских набережных, а те виды созданы человеком, здесь же местность красива сама по себе…».
Писатель оказался в Нижнем в разгар ярмарки и был поражён её масштабом, стихийностью, бытовыми неудобствами для туристов из-за торжища в городе. Да ещё погода подвела: днём стояла духота, а ночью – холод. Боясь окончательно простудиться, маркиз де Кюстин покинул наш город, отправившись через Владимир в Москву.
Можно ли жить, не повидав Нижнего?
Книга «Путешествие в Россию» (12+) — рассказ о поездках Готье в нашу страну, где он провёл в общей сложности более полугода. По сути, это путевые заметки, которые автор отправлял во французскую газету. Отдельной книгой они изданы в конце 1866-го.
Труд романтика Теофиля Готье не столь категоричен и полон политики, как работа маркиза де Кюстина. Готье с удовольствием путешествует по новой для себя стране, описывая её нравы и традиции, архитектуру, местных жителей и пищу. Многие читатели замечают, что Готье не сравнивает «отсталую» Россию с «передовыми» иностранными государствами, как это делали многие его современники, а живо рисует то, что видит вокруг.
В Россию автор книги приезжал дважды: в Москве и Петербурге он был зимой 1858/59 года, а летом 1861-го прошёл на теплоходе от Твери до Нижнего Новгорода. В наш город француз попал тоже во время ярмарки.
«А разве можно жить, не повидав Нижнего Новгорода? – вопрошает в своих заметках романтичный француз. – Этот город давно вызывал такое непреодолимое влечение. Никакая мелодия так сладко не отдавалась в моих ушах, как это далёкое и неопределённое название. Я повторял его, словно молитву, почти не отдавая себе в этом отчёта, и с чувством несказанного удовольствия высматривал город на картах».
Погуляв по городу и ярмарке, насладившись «поистине русским пейзажем» Теофиль Готье отбыл в Москву: «Итак, демон путешествий не нашёптывал мне больше на ухо: «Нижний Новгород», – резюмировал француз.
Капитализм со вкусом сыра
Кроме маркиза де Кюстина и Теофиля Готье, в Нижний Новгород приезжали Александр Дюма-отец, создатель «Алисы в Стране чудес» (6+) Льюис Кэрролл, американский писатель Теодор Драйзер. Последнему удалось увидеть наш город уже во времена СССР – в 1927 году.
Маргарет Тэтчер в своей автобиографической книге «Искусство управления государством: стратегия для меняющегося мира» (12+) вспоминала, что слышала о секретном городе, где разрабатывалось ядерное оружие и который как зеницу ока берегли от иностранцев: «Экипаж частного британского самолёта, которым мы пользовались, вынужден был взять на борт российского штурмана, чтобы тот помог отыскать аэродром, не отмеченный ни на одной из обычных карт», – пишет баронесса Тэтчер.
Знала «железная леди» и об удивительной истории Нижнего Новгорода – некогда «кармана России». В перестроечной стране город интересовал премьер-министра Великобритании как пример передовых реформ, связанных с частной собственностью и свободной предпринимательской деятельностью.
Однодневный визит в Нижний Новгород был очень насыщенным. Маргарет Тэтчер в сопровождении руководства города и области прошлась по Большой Покровской: «Мы останавливались то тут, то там, разговаривали с владельцами магазинов, смотрели, чем они торгуют. Большего контраста с серой монотонностью Москвы невозможно было себе представить, – делится впечатлениями в своей книге Маргарет Тэтчер. – Один магазинчик врезался мне в память. В нём торговали молочными продуктами, а выбор сыров был таким, которого я не видела нигде. Я попробовала несколько сортов, и они мне очень по-нравились».
Кстати, годом позже по Большой Покровской прогуливался преемник госпожи Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании Джон Мейджор. Он тоже приехал посмотреть на передовые по тем временам нижегородские реформы.
Голливуд на Оке
Тем громче хлопали ему нижегородцы, когда к зданию ТЮЗа на машине с охраной подъехал Ричард Гир собственной персоной. В июле 1995 года в город прибыли гости XIX Московского международного кинофестиваля. Форум проходил под громким девизом: «Красота спасёт мир!». Как председатель жюри фестиваля Ричард Гир с другими участниками приехал в Нижний, хотя изначально не собирался.
Американский красавец в компании режиссёра, президента фестиваля Никиты Михалкова и звёзд российского кино хорошо провёл здесь время. Он даже успел помедитировать на одном из окских островов.
В своих немногочисленных интервью он поделился, что удивлён очень тёплым приёмом у зрителей и впечатлён красотой нижегородских пейзажей.