«Неистовый Мстислав». Какой след на нижегородской земле оставил Ростропович

1995 год. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская на открытии родильного отделения в Ваче. Ростропович тестирует оборудование от собственного благотворительного фонда. © / Немцовмост

Музыкант и общественный деятель Мстислав Ростропович был настоящим гражданином мира, и его 95-летие 27 марта - событие мирового масштаба. Но с орьковской-нижегородской землёй у Ростроповича были особые отношения.

   
   

Его имя Нижегородская государственная филармония получила ещё при жизни маэстро. Гений с виолончелью любил бывать в нашем городе и области и много занимался здесь благотворительностью. «АиФ-НН» собрал интересные факты о тех временах.

Человек и филармония

Нижегородцы помнят, что Мстислав Ростропович с блистательной супругой Галиной Вишневской приезжал в Нижний Новгород в 1990-е годы. Однако на самом деле маэстро и прима начали менять культурную жизнь в нашем городе гораздо раньше.

В Горьком жил давний друг Ростроповича, тогдашний главный дирижёр оркестра Горьковской филармонии Израиль Гусман. Оба маэстро были с хорошим чувством юмора. Однажды Израиль Борисович в шутку даже сосватал Мстиславу Леопольдовичу… свою жену.

Когда Ростропович был ещё холост (они с Вишневской поженились в 1955 году), он как-то приехал к другу в Горький. "Неистовый Мстислав", как называли его коллеги за талант и жизнелюбие, попросил Гусмана найти ему симпатичную девушку, чтобы скрасить вечер. Супругу Гусмана, актрису Лилию Дроздову, Ростропович раньше не видел. Гусман, любитель розыгрышей, подговорил Дроздову сыграть роль приятной спутницы Ростроповича.

Когда Ростропович попросил Израиля Борисовича погулять и оставить их с Лилией наедине, Гусман ненавязчиво предложил ему посмотреть семейный альбом. Естественно, на видном месте в альбоме было фото Лилии Дроздовой. Дирижёр, смеясь, признался другу, что Дроздова - его жена. Незадачливый кавалер был в ярости, обозвал хозяев дома «сволочами» и уехал в ночь.

Именно Гусману Ростропович в 1962 году предложил сделать в Горьком первый в СССР фестиваль современной музыки. Ростроповичу удалось привезти в закрытый город американского пианиста Вана Клиберна и уговорить Дмитрия Шостаковича встать за дирижёрский пульт. В Горьком Шостакович сделал это в первый и последний раз в жизни.

   
   

Ростропович приехал в Горький раньше Шостаковича, чтобы порепетировать с филармоническим оркестром. Виолончелист пугал оркестрантов – уверял, что Шостакович даже его сбивает с ритма.  Но горьковские музыканты отлично выучили репертуар. По воспоминаниям зрителей, на концерте Шостакович за пультом не вёл оркестр, а, скорее, слушал музыку. 

Ростропович был одним из первых, кто в 1992 году поддержал идею проводить в Нижнем Новгороде новый фестиваль – фестиваль искусств имени А.Д. Сахарова. Маэстро долгие годы был  почётным гостем фестиваля.

По взмаху волшебной палочки

Отец маэстро Леопольд Ростропович был виолончелистом, а мать Софья Федотова – пианисткой. Мстислав Леопольдович шутил, что несколько дней после рождения колыбелью для него был футляр от отцовской виолончели. Этот инструмент в дальнейшем принёс Ростроповичу мировую славу.

Однако именно в Горьком маэстро решил отложить виолончель и впервые взять в руки палочку дирижёра. Мастерству обучал друга Израиль Борисович Гусман. Дебют состоялся на том самом фестивале современной музыки в ноябре 1962 года. Ростропович дирижировал оркестром Горьковской филармонии сразу после Шостаковича. Это была премьера цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича и четыре антракта из оперы «Леди Макбет Мценского уезда».

Дебют маэстро как дирижёра был примечателен тем, что в тот вечер солировала его любимая жена, прима Большого театра Галина Вишневская. Кстати, филармония тогда располагалась на улице Свердлова (сейчас – Большая Покровская) в здании Общественного собрания, которое в наши дни занимает театр кукол.

В Нижнем Новгороде во время VIII Международного фестиваля имени А.Д. Сахарова в 2004 году Ростропович впервые после пятилетнего перерыва вновь встал за дирижёрский пульт, хотя давал себе зарок больше этого не делать. Ещё одной сенсацией вечера стало выступление тогдашнего губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева. Он сообщил, что теперь Нижегородская государственная филармония будет носить имя Мстислава Ростроповича.

При реконструкции здания филармонии в кремле к 800-летию Нижнего Новгорода в холле между вторым и третьим этажом в память о маэстро появился объёмный портрет Мстислава Ростроповича. Он собран из 42 тыс. фрагментов – кружков разного диаметра.

У Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича две дочери, Ольга и Елена. Но до конца жизни великая оперная певица вспоминала своего первенца – сына Илью, который появился на свет в её первом гражданском браке. Мальчик родился в 1945 году в Ленинграде и был настоящим богатырём, но в два месяца заболел, и спасти его в военном городе врачи не смогли. В память о сыне Галина Вишневская всегда старалась помогать детским больницам.

Именно в Нижнем Новгороде начал работать первый русский региональный фонд Вишневской — Ростроповича. Направлений для деятельности было два – помощь юным талантливым музыкантам и педиатрия. В 1997 году в рабочем посёлке Вача Вишневская и Ростропович на собственные деньги построили родильное отделение при местной ЦРБ и оснастили его новейшим оборудованием уровня московских клиник. Первого мальчика, появившегося здесь на свет, родители назвали в честь маэстро – Мстиславом. В 2011 году отделение в ЦРБ оптимизировали – оно перестало работать как родильное.

Кроме того, благодаря фонду Вишневской – Ростроповича и его партнёрам по всей Нижегородской области в 1990-е массово вакцинировали детей от трёх до семи лет от гепатита «В», кори, краснухи и эпидемического паротита.

Для филигранного таланта

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская были страстными коллекционерами. Им удалось собрать одну из лучших в мире коллекций произведений искусства, которую позже оценили в десятки миллионов долларов.

Для души Галина Вишневская собирала статуэтки лягушек. За это увлечение маэстро ласково называл супругу Жабочкой и Царевной Лягушкой. Тем не менее он со всех концов света вёз для любимой Жабочки заветные статуэтки.

Из Нижегородской области чета тоже всегда уезжала с подарками, которые находили своё место в их большом и уютном доме в подмосковном посёлке Жуковка. Но особенно полюбилась Ростроповичу и Вишневской казаковская филигрань. Одних только филигранных ковшей для всей семьи супруги заказали в Казакове девять штук.