Как герои любимого мультика учат ребят ценить природу, дружить классами, nn.aif.ru узнал у директора «Центра доступного туризма Тонкинского района» Ольги ВОЛЫЧЕВОЙ.
Дорогою бобра
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Ольга, как вы думаете, писатель Эдуард Успенский с нижегородского Простоквашино писал свою знаменитую сказочную повесть «Дядя Фёдор, пёс и кот»?
Ольга Волычева: – Я считаю, что об этой деревне Успенский всё же слышал. Название это не во сне пришло к великому сказочнику. Хотя он при жизни и отрицал этот факт.
Единственному в России Простоквашину уже более трёхсот лет. В своё время это была пусть и небольшая, но зажиточная деревенька, где жили купцы, работала мельница и маслобойня, существовала ферма и конный двор.
По легенде, населённый пункт получил название из-за одного случая. Шла по деревне женщина с крынкой молока. На неё напал бодливый козёл. Крынка вылетела из рук, молоко пролилось на землю, да и скисло в простоквашу. Так и пошло – Простоквашино.
С годами деревня приходила в упадок. Сейчас здесь всего 12 домов и мы. Чтобы не потерять это необыкновенное место, вместе с братом в 2019 году вернулись из Нижнего Новгорода в родной Тонкинский район и с командой единомышленников развиваем Простоквашино как активное туристическое пространство для детей и взрослых.
Мы купили в Простоквашине два старинных купеческих дома, оформили землю в собственность. Сразу поняли: как бизнес наша идея требует огромных первоначальных вложений. Но ведь можно развиваться постепенно, как проект с социальной направленностью.
Сначала вместе с волонтёрами на грантовые деньги по берегу местной речки Суда организовали пешеходный экологический маршрут на 1,5 км «Тропа бобра». В Суде водятся бобры. С тропы можно подойти к их плотинам и хаткам. Помните, героев в мультфильме «Трое из Простоквашино» именно бобры выручали в трудных ситуациях. Также в форме квеста рассказываем детям о растениях, которые растут вдоль «бобровой» тропы.
Есть в нашем Простоквашине игровые-образовательные площадки, сцена, площадка с собаками породы хаски. Всего 11 локаций с темами из мультфильма. Кстати, ездовые собаки выбраны не случайно. Каждый знает, что должна сбыться мечта кота Матроскина из Шарика ездовую собаку сделать.
Приезжающих встречают кот Матроскин, пёс Шарик, очень зажигательный почтальон Печкин. Ну, а дяди Фёдоры – это маленькие гости. Сразу скажу, что у нас с «Союзмультфильмом» заключён договор о предоставлении лицензии на использование объектов авторского права. Они наши инициативы поддерживают.
– А современным детям интересны герои советских мультфильмов?
– На самом деле после знаменитого советского мультфильма вышло ещё много серий «Нового Простоквашино», сейчас продолжают создаваться новые. Мультсериал входит в тройку самых просматриваемых в России среди младших школьников. Кроме тройки друзей и Печкина, там появилось много новых героев, и ребята всех их тоже знают и любят.
Так что нам очень повезло с Простоквашино. Родители любят старый мультик, а их дети – уже новый.
Классный час на новый лад
– Детский туризм, тем более с образовательным контентом, – не самая простая сфера. Бывает, что капризничают «дяди Фёдоры»?
– Наше Простоквашино не про то — вот дети, развлекайте их. У нас интерактив. Это попытка через игру, через другие активности донести до ребёнка полезную информацию об окружающем его мире, семейных и общественных ценностях, развить его творческие способности. Мы постоянно ищем какие-то новые формы взаимодействия с гостями.
Кроме того что занимаюсь проектом мультдеревни, я ещё работаю педагогом-дефектологом в Тонкинской средней школе. Естественно, общаюсь с коллегами и родителями учеников, в том числе из других школ севера Нижегородской области. И выяснилось: много школ, где нет мероприятий, которые бы объединяли детей именно внутри класса. Классным руководителям часто не до этого, другой работы много. Родители не знают, что можно сделать, дети тем более. Нижний Новгород с многочисленными детскими центрами далеко.
Так и пришла идея проекта «Сообщество школьников «Классное Простоквашино». Он получил поддержку Фонда президентских грантов. К нам на площадку будут приезжать классы из школ северных районов области. Основываясь на сюжетах любимого мультфильма, мы будем показывать ребятам, как можно интересно взаимодействовать друг с другом, быть командой: мастер-классы, квест, музыкальный батл, настольные игры, спортивные соревнования.
Дети сегодня не могут без гаджетов. В рамках проекта планируем в интернете сформировать сообщества школьных классов, чтобы проводить там мероприятия уже в онлайн-формате.
– На ваш взгляд, детям обязательно дружить именно классом?
– Если вдуматься, то дети очень много времени проводят именно в школьном коллективе. Как педагог со стажем могу вам сказать: недружный класс – это неуспеваемость, грубости учителю, психологические проблемы, связанные с травлей друг друга, озлобленность на внешний мир. Разве хочется каждый день идти в такой коллектив?
Что бы кто ни говорил, детям во все времена нравится вместе искать клады, показывать, что они умеют делать лучше других во время различных состязаний, узнавать что-то новое об окружающем мире. Например, кролика в первый раз на руки взять, козу погладить. В Простоквашино мы им эту возможность даём.
Ориентация – север
– Ольга, мультдеревня Простоквашино – это отличный пример, как на грантовые средства можно развивать территорию, привлекать туристов в Нижегородскую область. Как вы считаете, почему подобные проекты не особо тиражируются?
– Вообще, север Нижегородской области в туристическом плане развивается тяжело, ставку больше делают на раскрученные центры вроде Арзамаса, Дивеево, Сарова.
На собственном опыте можем сказать, что развитие подобных проектов реально на грантовые средства. Но, чтобы получать такую поддержку, надо учиться разрабатывать проекты, всё время предлагать что-то новое.
Потом надо же отчитываться о грантовых средствах, вести, развивать проект. Работы много. Но это же здорово – заниматься любимым делом, которое позволяет тебе зарабатывать, а ещё и пользу обществу приносить.
– В Простоквашине живут не мультипликационные герои, а реальные люди. Не ворчат, как почтальон Печкин, что гостей приезжает слишком много?
– Наше Простоквашино – это, конечно, готовый бренд. Хотя до нас за его развитие никто не брался, погибала деревня. Здесь сейчас в основном живут пожилые люди, но мы заметили, что к ним стали чаще приезжать внуки на каникулы, появились дачники.
У нас очень много планов. Мы стремимся к тому, чтобы о нижегородской мультдеревне Простоквашино узнали по всей России!